Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. N 56-Г11-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Хаменкова В.Б. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Медведевой Г.М. на решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении её заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 27 октября 2011 года N 54/20 о принятии к сведению факта поступления в избирательную комиссию от Медведевой Г.М. документов для её регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2 позднее установленного законом срока.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 27 октября 2011 года N 54/20 принят к сведению факт поступления в избирательную комиссию от Медведевой Г.М. документов для её регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2 позднее установленного законом срока.
Считая такое решение незаконным, Медведева Г.М. обратилась в суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на то, что прибыла в помещение избирательной комиссии до 18 часов 24 октября 2011 года, однако, из-за ненадлежащей организации работы комиссии документы для регистрации были приняты позже, что воспрепятствовало её участию в выборах.
С отменой оспариваемого решения заявительница просила обязать избирательную комиссию подвергнуть представленные ею документы соответствующей проверке и принять решение, касающееся её регистрации кандидатом.
Решением суда от 16 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Медведевой Г.М. отказано.
В кассационной жалобе она просит об отмене судебного решения по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Избирательного кодекса Приморского края для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, кандидат на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов местного времени представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, следующие избирательные документы:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей).
Последним днём представления документов для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Приморского края определено 24 октября 2011 года.
Согласно части 14 статьи 42 Избирательного кодекса Приморского края подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют количество представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей избирателей, даты и времени приема подписных листов (ч. 5 ст. 44 Кодекса).
В судебном заседании суд установил, что кандидат Медведева Г.М., выдвинутая в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 2, представила документы на регистрацию 24 октября 2011 года после 18 часов, то есть по истечении установленного законом срока.
Согласно справке о приеме документов подписные листы и протокол об итогах сбора подписей приняты избирательной комиссией от указанного кандидата в 20 часов 05 минут 24 октября 2011 года.
При этом актом комиссии от 24 октября 2011 года, составленным в 18 часов 40 минут, подтверждено, что Медведева Г.М. прибыла в помещение комиссии для представления документов в 18 часов 03 минуты. Акт подписан секретарем и членом комиссии, а так же другими кандидатами, находившимися в помещении комиссии, из которых член комиссии М. подтвердила в судебном заседании правильность изложенных в акте обстоятельств.
При ознакомлении с актом Медведева Г.М. собственноручно указала в нём причины своего опоздания, не оспаривая указанного в акте времени прибытия в избирательную комиссию позже установленного срока.
Кроме того, судом установлено, что Медведева Г.М. прибыла в помещение комиссии с документами, не готовыми к сдаче. Папка с подписными листами была не сброшюрована и не пронумерована. Нумерование, прошивку и заверение подписных листов кандидат Медведева Г.М. осуществляла уже в помещении избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей также составлялся в помещении комиссии после 18 часов, что Медведева Г.М. подтвердила в судебном заседании.
Утверждения Медведевой Г.М. о том, что в помещение комиссии она прибыла до 18 часов, поэтому вправе была дооформить документы во время ожидания своей очереди, опровергнуты представленными по делу доказательствами, приведёнными выше.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Медведевой Г.М. в удовлетворении требований следует признать законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку этих доказательств и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Ссылка в жалобе на то, что избирательная комиссия была обязана принять в отношении нее решение о регистрации или об отказе в регистрации, проверялась судом и правомерно признана им не основанной на законе.
Суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с частью 1(1) статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края решение о регистрации кандидата принимается на основании документов, представленных для регистрации. Во взаимосвязи с частью 1 статьи 44 Кодекса под документами подразумеваются документы, поданные в установленный законом срок.
Иное толкование закона допускало бы возможность регистрации кандидата, представившего избирательные документы в избирательную комиссию после установленного законом срока, что привело бы к нарушению провозглашённого в статье 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принципа равенства прав и обязанностей кандидатов.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба Медведевой Г.М. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 16 ноября 2011 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Медведевой Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. N 56-Г11-44
Текст определения официально опубликован не был