Письмо Минсельхоза РФ от 21 декабря 2011 г. N ЕС-14-27/12742
До Минсельхоза России письмом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана от 25.11.2011 N 73/2-726-2011 доведена информация о результатах проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации правомерности использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (далее - Госпрограмма).
В ходе проверки выявлен ряд грубых нарушений законодательства Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, установлены факты нарушения сроков перечисления денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, занижение размера выплат, предоставления субсидий организациям, не соблюдающим обязательные требования к сохранению численности сельскохозяйственных животных, а также организациям, не являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями или находящимся в стадии банкротства.
В соответствии с пунктом 15 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392, в целях определения объема и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту Российской Федерации субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 N 179, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих сохранение поголовья коров, путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на закупку кормов для содержания поголовья коров.
Обращаем особое внимание, что указанными выше актами Правительства Российской Федерации предусмотрено предоставление мер государственной поддержки только сельскохозяйственным товаропроизводителям, при этом понятие сельскохозяйственного производителя установлено в статье 3 Федерального закона 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Органами прокуратуры выявлены факты принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений о выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, использованным на приобретение техники иностранного производства либо техники, не используемой в сельском хозяйстве.
Действующими Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90, предусмотрено, что субсидии выплачиваются по кредитам, использованным на приобретение техники, указанной в Перечне направлений использования инвестиционных кредитов (займов), полученных на приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования и спецтехники, утвержденном приказом Минсельхоза России от 13.04.2010 N 123, в соответствии с которым изделия автомобильной промышленности, трактора и сельскохозяйственные машины должны быть только российского производства.
В ходе проведения проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации зафиксированы факты произведения расчета субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам по завышенным ставкам рефинансирования.
В пункте 16 вышеназванных Правил указано, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
В случае несоблюдения органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии перечисление субсидии приостанавливается Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном приказом Минфина России от 12.11.2007 N 105н.
Согласно статье 293 Бюджетного кодекса Российской Федерации неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Органами прокуратуры выявлены и пресечены случаи нецелевого использования субсидий в ряде субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392, предусмотрено, что правила предоставления субсидий должны содержать, в том числе, и положение о целевом назначении субсидий.
В соответствии с пунктом 27 Правил, ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий из федерального бюджета возлагается на уполномоченные органы.
При нарушении условий, установленных Правилами, субсидия из федерального бюджета подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, влечёт ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
В ходе проверки также установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации издаются нормативные правовые акты, направленные на осуществление мероприятий Госпрограммы, противоречащие федеральному законодательству.
В частности, выявлены факты наличия коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, направленных на осуществление мероприятий Госпрограммы, выразившиеся в отсутствии чёткого определения категорий и критериев отбора получателей субсидий, сроков и порядка рассмотрения документов, недопустимым расширением перечня, а также наличием возможности предоставления субсидий на цели, не предусмотренные Госпрограммой. Имеются случаи несвоевременного принятия нормативных правовых актов субъектом Российской Федерации, что существенно ограничивает возможность оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В нарушение условий соглашений, заключённых органами власти некоторых субъектов Российской Федерации с Минсельхозом России, не обеспечивается выделение денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в установленных объёмах.
Обращаем внимание на недопущение фактов включения в нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и соглашения с сельскохозяйственными товаропроизводителями, претендовавшими на получение субсидий, условий, противоречащих федеральному законодательству. В результате создания незаконных барьеров субсидии получает существенно меньшее число сельскохозяйственных товаропроизводителей, что препятствует достижению целей Госпрограммы.
Соглашение между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и сельскохозяйственным товаропроизводителем не должно противоречить федеральному законодательству и соглашению, заключенному между субъектом Российской Федерации и Минсельхозом России.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, на Минсельхоз России возложена координация реализации Программы.
Для устранения выявленных нарушений и в целях предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации в будущем, надлежит принять следующие меры:
1. Привести в соответствие с федеральным законодательством свои нормативные правовые акты, направленные на реализацию Госпрограммы, в том числе обеспечить устранение непредусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений на равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к средствам государственной поддержки.
Срок - 30.12.2011.
2. Обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение норм федерального законодательства и обязательств, предусмотренных соглашениями с Минсельхозом России, при предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям мер государственной поддержки.
При этом исключить факты:
- нарушения сроков перечисления денежных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, занижения размера выплат, предоставления субсидий организациям, не соблюдающим обязательные требования к сохранению численности сельскохозяйственных животных, а также организациям, не являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями или находящимся в стадии банкротства;
- выплаты субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, использованным на приобретение техники иностранного производства либо техники, не используемой в сельском хозяйстве;
- нецелевого использования субсидий.
3. При расчёте размера субсидии строго соблюдать установленные требования использования ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора (договора займа), либо дополнительного соглашения к нему.
4. Обеспечить должный контроль за целевым использованием субсидий, в том числе путём создания подразделения внутреннего финансового контроля в органе управления агропромышленным комплексом.
5. Привести соглашения с сельскохозяйственными товаропроизводителями, претендующими на получение субсидий, в соответствие с законодательством Российской Федерации.
6. Обеспечить исполнение обязательств по соглашению с Минсельхозом России, в том числе выделение средств в установленном объёме и недопущение образования остатков средств федерального бюджета.
7. В целях обеспечения подписания соглашений по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2012 год направить нормативные правовые акты и(или) проекты нормативных правовых актов по распределению и использованию средств субсидий из федерального бюджета в Минсельхоз России.
О принятых мерах сообщить в Минсельхоз России до 30.12.2011.
|
Е. Скрынник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минсельхоза РФ от 21 декабря 2011 г. N ЕС-14-27/12742
Текст письма официально опубликован не был