Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 25-Г11-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Лахнова А.Ю. на решение Астраханского областного суда от 27 октября 2011 года, которым удовлетворено заявление кандидата в депутаты Думы Астраханской области по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 Дунаева Е.В.: признано незаконным и отменено постановление окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 от 18 октября 2011 года N 10/20-23 "О регистрации Лахнова А.Ю. кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23, выдвинутого избирательным объединением "Астраханское региональное отделение политической партии "Справедливая Россия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Лахнова А.Ю. Чупанова А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя избирательной комиссии Астраханской области Расламбекова B.C., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
зарегистрированный кандидат в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 Дунаев Е.В. обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 от 18 октября 2011 года N 10/20-23, которым кандидатом в депутаты Думы Астраханской области пятого созыва по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 зарегистрирован Лахнов А.Ю., выдвинутый избирательным объединением "Астраханское региональное отделением политической партии "Справедливая Россия".
По мнению заявителя, регистрация Лахнова А.Ю. осуществлена с нарушением избирательного законодательства: подпункта "в" пункта 24 статьи 38, пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 4 части 1 статьи 56, пункта 3 части 8 статьи 58 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области", поскольку в числе документов, необходимых для регистрации, им не представлен первый финансовый отчет.
Решением Астраханского областного суда от 27 октября 2011 года заявление Дунаева Е.В. удовлетворено.
В кассационной жалобе Лахнова А.Ю. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления Дунаева Е.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункту 4 части 1 статьи 56 Закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ "О выборах депутатов Думы Астраханской области" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее, чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию в числе других документов первый финансовый отчет кандидата.
Статьей 33 закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ предусмотрено, что первый финансовый отчет представляется одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим законом порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 5 дней предшествует дате сдачи отчета, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений определяются избирательной комиссией Астраханской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области. Порядок и формы учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов определяются избирательной комиссией Астраханской области.
Пунктом 1 постановления избирательной комиссии Астраханской области от 16 августа 2011 года N 2/8-5 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов Думы Астраханской области пятого созыва.
Согласно пункту 4.8 Инструкции первый финансовый отчет составляется по форме N 5 (приложение N 5). Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.
Судом установлено, что при подаче документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, Лахновым А.Ю. представлен в окружную избирательную комиссию по Советскому Звездному одномандатному избирательному округу N 23 первый финансовый отчет. Вместе с отчетом представлены договор N 40810810605009400383/99 о специальном избирательном счете от 6 октября 2010 года и справка о состоянии вклада Лахнова А.Ю. за период с 6 октября 2011 года по 11 октября 2011 года.
Между тем, в первом финансовом отчете, представленном окружной избирательной комиссией в качестве доказательства, этот счет указан как 40810810305009400382, который не является специальным избирательным счетом, открытым кандидатом Лахновым А.Ю.
При таких данных суд пришел к правильному выводу о том, что Лахновым А.Ю. не представлены в избирательную комиссию предусмотренные частью 1 статьи 56 закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ документы, необходимые для регистрации кандидата (первый финансовый отчет).
Суд не согласился с доводом Лахнова А.Ю. о том, что содержащиеся в представленном им первом финансовом отчете неточности могли быть устранены в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Проанализировав содержание названного пункта, суд указал в решении, что его положения распространяются лишь на случаи выявления неполноты сведений о кандидатах либо несоблюдения требований закона к оформлению документов, чего в данном случае не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в настоящем случае нельзя говорить о несоблюдении требований закона к оформлению первого финансового отчета, поскольку в нем указан номер специального избирательного счета, не являющегося специальным избирательным счетом, открытым кандидатом Лахновым А.Ю.
Норма пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не свидетельствует о возможности кандидата представлять дополнительные документы, необходимые для уведомления о его выдвижении и регистрации, которые не были представлены в сроки, установленные законом.
Судом проверен и не нашел своего подтверждения довод Лахнова А.Ю. о возможной замене его первого финансового отчета членами избирательной комиссии.
Судом установлено, что 20 октября 2011 года в Сборнике законов нормативных правовых актов Астраханской области N 45 опубликован первый финансовый отчет кандидата Лахнова А.Ю., в котором указан номер специального избирательного счета: 40810810305009400382, т.е. номер счета, который не соответствует договору об открытии счета в Сберегательном банке на имя Лахнова А.Ю.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 3 части 8 статьи 58 закона Астраханской области от 5 июня 2006 года N 24/2006-ОЗ основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названными законами для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Установив, что Лахновым А.Ю. не был представлен первый финансовый отчет, суд имел основания для удовлетворения заявления Дунаева Е.В., кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, что и Лахнов А.Ю., для отмены постановления избирательной комиссии о регистрации последнего кандидатом в депутаты Думы Астраханской области.
Полагая, что решение суда соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, и основано на законе, анализ которого приведен в решении, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы Лахнова А.Ю.
В кассационной жалобе Лахнов А.Ю. указывает на те же обстоятельства, что и при обращении в суд. Эти обстоятельства получили оценку суда, которую Судебная коллегия считает правильной. Доводами кассационной жалобы выводы суда не опровергаются.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 27 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лахнова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 25-Г11-20
Текст определения официально опубликован не был