Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 169П11
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Кузнецова В.В., Магомедова М.М., Петроченкова А.Я., Соловьева В.Н., Тимошина Н.В., Хомчика В.В.,
при секретаре Кепель С.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осуждённого Николаева Е.В. о пересмотре кассационного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2008 года.
По приговору Костромского областного суда от 23 августа 2007 года
Николаев Е.В., судимый:
5 апреля 1995 года по ч. 2 ст. 145, п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 218 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы, освобождён 14 июля 2000 года на основании п. 7 Постановления "Об амнистии" от 26 мая 2000 года;
4 мая 2005 года по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 112, ст. 119 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы со штрафом 10000 рублей, -
осуждён:
по ч. 1 ст. 209 УК РФ к 13 годам лишения свободы со штрафом 200000 рублей;
по п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы со штрафом 150000 рублей;
по п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы со штрафом 150000 рублей;
по п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы со штрафом 150000 рублей;
по п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 12 годам лишения свободы со штрафом 150000 рублей;
по п.п. "ж", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы;
по ч. 1 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы;
по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 222 УК РФ к 7 годам лишения свободы;
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 20 годам лишения свободы со штрафом 400000 рублей;
в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ к 22 годам лишения свободы штрафом 405000 рублей, с отбыванием первых 5 лет наказания в тюрьме, а остального срока - в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2008 года приговор в отношении Николаева Е.В. оставлен без изменения.
По делу также осуждены Бондаренко Г.П., Леонтьев Д.А., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.
В надзорной жалобе осуждённый Николаев Е.В. ставит вопрос о пересмотре кассационного определения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
согласно приговору, Николаев летом 2004 года создал _ устойчивую и вооружённую огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами преступную группу (банду) для совершения нападений на граждан, предприятия, учреждения и организации, лично руководил ею и принимал участие в совершенных ею преступлениях.
Для совершения преступлений он вступил в преступный сговор с Леонтьевым, И., в отношении которого применены принудительные меры медицинского характера, Ч., уголовное дело в отношении которого прекращено в связи со смертью, и тремя не установленными следствием лицами. Участие в банде сотрудника милиции И. давало возможность использования при совершении преступлений его служебных полномочий, форменной одежды, служебного удостоверения, а также сведений, которыми он располагал в связи со своим служебным положением.
Преступная группа имела постоянный состав. Роли между членами банды были распределены: Николаев планировал совершение преступлений и руководил действиями членов банды, готовил орудия преступления, принимал участие в совершении преступных посягательств, Ч. и И. подыскивали жертв нападений и вместе с Бондаренко и Леонтьевым, а также с не установленными следствием лицами были непосредственными исполнителями преступлений.
Каждое нападение планировалось, производилась предварительная разведка мест предстоявших преступлений, велось предварительное наблюдение за объектами нападений, распределялись роли между участниками преступлений, подбирались соответствующие экипировка, вооружение, автотранспорт. С целью маскировки участники банды перед совершением преступления переодевались в форму сотрудников милиции либо использовали маски, скрывавшие лица.
Члены банды имели общие интересы, направленные на достижение преступной цели, преступная группа отличалась сплоченностью, организованностью и мобильностью.
На вооружении банды имелось различное огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Для обеспечения мобильного прибытия и ухода с места совершения преступления, перевозки оружия, средств экипировки, похищенного имущества бандой использовались имевшиеся в распоряжении её членов транспортные средства.
В период с июля по декабрь 2004 года бандой были совершены преступления на территории _ областей.
23 июля 2004 года, примерно в 8 часов, Леонтьев и И., договорились с двумя не установленными следствием лицами о нападении на семью Ф. На автомашинах _ прибыли к д. _ И. и Леонтьев подошли к Ф., представились сотрудниками милиции и под предлогом проведения оперативно-розыскных мероприятий зашли в дом, а следом за ними двое не установленных следствием лиц, вооружённые пистолетом и палками. И., Леонтьев и двое неустановленных лиц положили на пол Ф., Ф., Г., связали им руки и ноги, а Г. пристегнули наручниками. Ф. нанесли несколько ударов пистолетом по телу, затем приставили пистолет к голове Ф., требуя сказать, где находится ключ от сейфа. Опасаясь за свою жизнь, Ф. указала место, где находился ключ. Леонтьев, И. и двое не установленных следствием лиц похитили из сейфа деньги и золотые украшения, два сотовых телефона, косметический прибор, причинив ущерб потерпевшей Ф. на общую сумму _ рублей.
Разработав план нападения на дом священника Ч. с использованием формы сотрудников милиции, Николаев дал указание И. прибыть в г. _ в форменном обмундировании на автомашине _
20 августа 2004 года Николаев, Леонтьев, Бондаренко, Ч. на автомашинах _ приехали в с. _, где в д. _ жила семья священника Ч. Вооружившись пистолетом типа ПМ, под предлогом проведения оперативно-розыскных мероприятий Николаев в форме сотрудника милиции, Леонтьев - в камуфляжной одежде, И. - в форме сотрудника милиции зашли в дом Ч., а Бондаренко и Ч. остались в машине _
В доме Николаев нанёс удар рукой по лицу Ч. Леонтьев ударил рукой по телу её внука Ч., после чего их связали, положили на пол и накрыли одеялом. По указанию Николаева, И. пригласил в дом К. который видел приехавших "сотрудников милиции" и мог сообщить о преступлении в правоохранительные органы. Николаев приставил пистолет к голове К. и ударил его ногой в живот. И. накинул на голову К. простыню, засунул в рот кляп, связал руки и завёл на второй этаж, нанеся удар кулаком в живот, приказал лечь на пол лицом вниз. Николаев потребовал от Ч. назвать место нахождения денег. Получив ответ, что денег нет, он приказал Леонтьеву забирать иконы, а И. - находиться на улице и наблюдать за окружающей обстановкой и позвать в дом Ч. и Бондаренко, чтобы помогли собирать иконы. И. наблюдал за окружающей обстановкой, а Николаев, Леонтьев, Бондаренко, Ч. осмотрели дом и забрали иконы, причинив ущерб Ч. на общую сумму _ рублей.
5 сентября 2004 года, примерно в 4 часа 55 минут, Николаев и трое не установленных следствием лиц, скрыв лица масками, вооружившись обрезом ружья, пистолетом, палкой - битой, с целью хищения чужого имущества ворвались в зал игровых автоматов _ Угрожая убийством и демонстрируя оружие, они приказали всем находившимся в зале лицам лечь на пол лицом вниз, нанесли удар палкой по спине Ш. удар рукой по шее посетителю А., удары палкой по голени и в область челюсти Ш. приставили к его голове пистолет. После этого открыто похитили телефонные карты, 10 бутылок пива, сигареты различных марок, 7 бутылок минеральной воды, денежные средства, причинив потерпевшему Ш. ущерб на сумму _ руб. и потерпевшей Ш. - в сумме _ рублей.
9 сентября 2004 года, примерно в 3 часа ночи, Николаев, Леонтьев и Бондаренко, вооружившись обрезом ружья и металлическим предметом, совершили нападение на зал игровых автоматов ... При этом в ходе нападения нанесли охраннику О. один удар металлическим предметом в область головы, причинив ушибленную рану, выстрелили в него из обреза ружья, причинив огнестрельное ранение в паховой области. Причинённые потерпевшему телесные повреждения повлекли кратковременное расстройство здоровья и причинили лёгкий вред. Несмотря на полученные телесные повреждения, потерпевший О. закрыл дверь в служебное помещение игрового зала и нападавшие были вынуждены покинуть место происшествия.
В сентябре 2004 года Николаев спланировал нападение на Б. В соответствии с разработанным планом знакомая Леонтьева - У., не посвящённая в планы преступной группы, должна была привести Б. в условное место. На пейджер Б. было передано сообщение о том, что с ним хочет встретиться девушка. Б. на встречу прибыл вместе со своим знакомым Т. К ним подошла У., которая представилась И., и предложила проехать к д. _ Подъехав к дому, У. вышла из машины, сказала, что ей нужно передать ключи, и скрылась. Николаев, Бондаренко, Леонтьев и Ч. подошли к автомашине Т. Николаев завернул Б. за спину руку. Угрожая расправой, приказал лечь на землю, Бондаренко ударил металлическим предметом по ноге Т., а Николаев нанёс последнему два удара в область головы и грудной клетки. После этого Николаев, Леонтьев, Ч. и Бондаренко связали Т. и Б. положили их на заднее сиденье автомашины принадлежащей Т., за руль которой сел Бондаренко. На автомашинах они проследовали в лес, _
Б. и Т. вытащили из машины и похитили находившиеся деньги: у Б. _ руб., у Т. _ рублей. Т. положили лицом на землю у автомашины, а Б. отвели в сторону. Николаев и Ч., высказывая в адрес Б. угрозы убийством, потребовали передать им деньги и нанесли потерпевшему удары палкой по телу и в область головы и произвели выстрел рядом с ним, сказав, что следующий выстрел будет в него. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, Б. согласился отдать деньги. Получив согласие, Николаев, Леонтьев и Бондаренко посадили потерпевших в автомашину _ и проследовали к дому Б. Туда же на своей автомашине прибыл Ч.
Николаев, Леонтьев и Ч. завели Б. в квартиру последнего _ Бондаренко остался в машине следить за Т., лежавшим связанным на заднем сиденье автомашины. В квартире Б. находилась Н., которой приказали лечь в кровать и не смотреть в их сторону. В месте, указанном Б. Николаев, Леонтьев и Ч. обнаружили _ рублей. После этого они приставили к голове Б. обрез ружья, высказывая угрозы убийством, потребовали ещё _ рублей. Испугавшись за жизнь Б., Н. сообщила, что у неё имеются _ руб., и сказала, где они лежат. Забрав деньги и сотовый телефон с зарядным устройством стоимостью _ руб., указанные лица скрылись.
В результате действий осуждённых Т. были причинены телесные повреждения, повлекшие лёгкий вред здоровью.
Также причинён материальный ущерб Т. в сумме _ руб., Н. - в сумме _ руб., потерпевшему Б. - в сумме _ рублей.
В октябре 2004 года Николаев, Бондаренко, И. договорились убить Ч., заподозрив его в сотрудничестве с правоохранительными органами и опасаясь, что он сообщит органам милиции о совершённых бандой преступлениях. С этой целью Николаев договорился с Ч. о поездке в п. _
18 октября 2004 года Николаев, Ч. и Бондаренко на автомашине _ приехали _ к посёлку _, где И. ждал их в условленном месте на автомашине ... По указанию Николаева, И. привёз Ч. и Бондаренко. Николаев, угрожая Ч. физической расправой и демонстрируя пистолет ПМ, обвинил Ч. в сотрудничестве с правоохранительными органами, сообщении им о преступной деятельности банды. И. попытался нанести Ч. удар, последний, воспринимая угрозы убийством реально, побежал. Бондаренко произвёл в сторону Ч. несколько выстрелов из пистолета, но промахнулся.
Бондаренко, Николаев и И. стали преследовать Ч. Добежав до асфальтовой дороги, И. остановил проезжавший мимо автомобиль _, предъявил служебное удостоверение сотрудника милиции и попросил оказать помощь в задержании преступника. Водитель автомашины _ подчинился требованию И. и поехал вместе с ним за Ч. Преследовавшие Ч. по дороге Николаев и Бондаренко догнали его, повалили на землю, надели ему на руки наручники и погрузили в кузов подъехавшей автомашины _ и доехали до участка автотрассы _
Дойдя пешком до автомашины _ Николаев, Бондаренко и И. вновь стали обвинять Ч. в сотрудничестве с правоохранительными органами. Угрожая убийством, нанесли несколько ударов руками по телу. Ч., опасаясь за свою жизнь и воспринимая реально угрозы убийством, сообщил, что у него дома имеются деньги в сумме _ руб., предложил их забрать и передал Николаеву ключи от квартиры. Николаев и Бондаренко съездили по указанному адресу и забрали деньги в сумме рублей.
Во время их поездки И. удерживал Ч., пристёгнутого наручниками, в своём автомобиле. Затем И. выехал на автотрассу, куда приехали Николаев и Бондаренко. Затем на двух автомашинах все проехали в лес. Николаев и Бондаренко стояли около Ч., не давая ему убежать, а И. выстрелил из принадлежащего ему ружья ИЖ-81 в спину Ч., причинив сквозное огнестрельное ранение грудной клетки с повреждением аорты и левого лёгкого, что повлекло смерть Ч. на месте происшествия.
С целью сокрытия следов преступления Николаев и Бондаренко закопали труп Ч. На следующий день И. вернулся на место преступления и облил место захоронения дизельным топливом, чтобы труп не откопали животные.
Осенью-зимой 2004 года Николаев, Бондаренко, Леонтьев и И. осуществили подготовку нападений на граждан и организации и целью хищения имущества.
Располагая сведениями о том, что дважды в месяц без надлежащей охраны и по одному и тому же маршруту на автомашине в психиатрическую больницу, _, для выплаты заработной платы сотрудникам доставляется крупная денежная сумма (_ рублей), а также, что Г. проживающая по известному им адресу _, занимается предпринимательской деятельностью, имеет значительные денежные средства, решили совершить нападения на них.
Для этого они выехали _ на участок автотрассы около железнодорожного переезда, где Николаев планировал совершить нападение на машину больницы, а И. по указанию Николаева, неоднократно следил за Г., выбирая удобное время для совершения преступления, о чём докладывал Николаеву. Однако преступный умысел члены банды не смогли довести до конца, поскольку Николаев, Бондаренко и Леонтьев были задержаны на посту ДПС _
При досмотре автомобиля _ и указанных лиц обнаружены: у Николаева пистолет _ с патронами, граната Ф-1, у Бондаренко ручная граната РГД, у И., задержанного 24 декабря 2004 года, пистолетный патрон калибра 9 мм, 10 патронов калибра 5,45 мм с магазином от автомата Калашникова АК-74.
Николаев, Бондаренко и И. в период деятельности банды по предварительному сговору между собой хранили, перевозили и носили огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, используемые бандой при совершении ею нападений.
В ночь на 30 сентября 2004 года около бара _, Николаев с целью хищения чужого имущества нанёс удар потерпевшему К. по лицу и удар неустановленным металлическим предметом по голове, сорвал с его шеи золотую цепочку с кулоном стоимостью _ рублей. В результате действиями Николаева потерпевшему причинена закрытая черепно-мозговая травма, кровоподтёк и ссадина в области левого глаза, ушибленная рана теменно-затылочной области, сотрясение головного мозга, которые повлекли кратковременное расстройство здоровья и лёгкий вред здоровью.
В надзорной жалобе осуждённый Николаев Е.В. просит отменить кассационное определение, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 51 УПК РФ он не был обеспечен адвокатом в суде кассационной инстанции.
Рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осуждённого Николаева Е.В., Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит кассационное определение подлежащим отмене на основании п. 3 ч. 2 ст. 409 УПК РФ, поскольку оно вынесено с нарушением норм уголовно-процессуального закона, что могло повлиять на правильность принятого решения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ это требование закона распространяется и на осуждённого.
Между тем данные положения закона судом второй инстанции не выполнены.
Из материалов дела усматривается, что Николаев, осуждённый к лишению свободы за особо тяжкие преступления на срок свыше 15 лет, обжаловал приговор в кассационном порядке, оспаривая его законность и обоснованность.
Рассмотрение дела проходило с участием прокурора, но в отсутствие осуждённого. Адвокату Калугину - защитнику Николаева - была направлена телеграмма с уведомлением о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде в кассационной инстанции, однако он в судебное заседание не явился.
Вопрос о причинах неявки адвоката, а также об обеспечении осуждённого другим защитником не выяснялся. Уголовное дело в отношении Николаева рассмотрено в кассационном порядке без адвоката. При этом данных о том, что осуждённый отказался от услуг защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что при кассационном рассмотрении уголовного дела было нарушено право Николаева на защиту, кассационное определение в отношении него подлежит отмене с передачей уголовного дела на новое кассационное рассмотрение.
Принимая во внимание, что Николаев осуждён за особо тяжкие преступления к лишению свободы, может скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, Президиум в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 407, п. 5 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу осуждённого Николаева Е.В. удовлетворить,
2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2008 года в отношении Николаева Е.В. отменить и уголовное дело передать на новое кассационное рассмотрение.
3. Избрать в отношении Николаева Е.В. меру пресечения в виде заключения под стражу до 20 октября 2011 года.
Председательствующий |
Серков П.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 169П11
Текст постановления официально опубликован не был