Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 33-Г11-39
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Ерёменко Т.И.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корнышева А.Е. о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты по кассационной жалобе заявителя на решение Ленинградского областного суда от 23 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Корнышева А.Е. - Кудрина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N 17 Ленинградской области Кулакова И.Н., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
на 4 декабря 2011 г. назначены выборы в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва.
Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 г. N 69/642 полномочия окружной избирательной комиссии Коммунарского одномандатного избирательного округа N 17 возложены на территориальную избирательную комиссию Гатчинского муниципального района (далее - ТИК).
Решением ТИК от 2 ноября 2011 г. N 115 Корнышеву А.Е., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Корнышев А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения ТИК, обязании комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты, сославшись на то, что подписи избирателей в подписных листах необоснованно признаны недействительными, в связи с чем не имелось оснований для отказа в регистрации.
Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ТИК, указав, что выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Корнышева А.Е. от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 данной статьи).
Подпунктом "з" п. 6.4 ст. 38 данного Федерального закона предусмотрено, что недействительными подписями являются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
В п. 6.6 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ указано, что специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена её недостоверность или недействительность в соответствии с подп. "з", "и", "м" и "о" п. 6.4 данной статьи.
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, названо подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с п. 6 ст. 76 упомянутого Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области регламентированы областным Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 г. N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - Областной закон).
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Областного закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч. 5 и 6 ст. 18 этого закона, иных предусмотренных данным актом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежит 20 процентов от установленного Областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (ч. 8 ст. 25). Основания признания подписей недействительными и недостоверными названы ч.ч. 15 и 16 этой же статьи. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата (ч. 19 ст. 25).
Суду представлены ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Корнышева А.Е. (л.д. 13), протокол об итогах сбора подписей от 28 октября 2011 г. (л.д. 15), из которых следует, что количество представленных подписей избирателей составило 609, отобрано для проверки посредством случайной выборки одна папка (N 3), количество проверенных подписей - 110, количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей - 33, или 30%.
При этом в качестве оснований признания 33 подписей избирателей недействительными избирательной комиссией указаны подп. "г", "ж", "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 25 июля 2011 г.).
Данные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе разбирательства по делу.
Судом на основании тщательного исследования всех собранных по делу доказательств установлено, что 8 подписей избирателей, содержащихся в подписном листе N 5 папки N 3, правомерно признаны недействительными по подп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 25 июля 2011 г.) в связи с наличием в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и дате внесения подписи неоговоренных исправлений.
В подписном листе N 6 папки N 3 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, содержатся неполные сведения, а именно в нарушение п. 5 ст. 2, п. 12 ст. 37 вышеупомянутого Федерального закона отсутствует указание на район проживания данного лица ("Гатчинский район"). Поэтому с учётом разъяснений, содержащихся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд пришёл к выводу о том, что 8 подписей избирателей, содержащихся в подписном листе N 6 папки N 3, правильно признаны недействительными по подп. "з" п. 6.4 ст. 38 вышеупомянутого Федерального закона.
Поскольку в подписном листе N 13 папки N 3 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует указание о дате рождения этого лица, является обоснованным суждение суда о том, что 8 подписей избирателей, содержащихся в указанном подписном листе, являются недействительными по подп. "з" п. 6.4 ст. 38 вышеупомянутого Федерального закона.
В сведениях об избирателях в подписном листе N 7 папки N 3 отсутствуют имена и отчества каждого из 9 избирателей, поставивших свои подписи в названном подписном листе в строках N 1-9. В связи с этим суд, руководствуясь п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 25 июля 2011 г.), обоснованно согласился с решением ТИК о признании названных подписей избирателей недействительными по подп. "г" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона.
Судом обоснованно опровергнуты доводы заявителя о том, что сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в подписном листе N 6 внесены в полном объёме, а указание на район проживания является необязательным.
Следует согласиться с суждением суда, что приведённые доводы заявителя не согласуются с требованиями п. 5 ст. 2, п. 12 ст. 37, подп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 25 июля 2011 г.) с учётом разъяснений п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 и не соответствуют конкретным обстоятельствам дела, требованиям Областного закона Ленинградской области от 15 июня 2010 г. N 32-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения", данным органа УФМС о регистрационном учёте Корнышева А.Е. как жителя г. Коммунара Гатчинского района Ленинградской области.
Поскольку установление недействительности 30 процентов подписей избирателей от общего количества подлежащих проверке подписей предусмотрено подп. "д" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, является правильным вывод в решении суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя и признания незаконным оспариваемого решения ТИК.
Так как судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 23 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Корнышева А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 33-Г11-39
Текст определения официально опубликован не был