Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2011 г. N 34-Г11-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Алёшиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о признании незаконными постановления избирательной комиссии Мурманской области от 23 ноября 2011 г. N 25/190, решений Мурманской территориальной избирательной комиссии от 18 ноября 2011 г. N 21/150 и N 21/151, от 24 ноября 2011 г. N 23/161 по кассационной жалобе заявителя на решение Мурманского областного суда от 1 декабря 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.B., объяснения представителя регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Яшинова А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя избирательной комиссии Мурманской области и Мурманской территориальной избирательной комиссии Горлова М.Ю., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Мурманской области от 14 июня 2011 г. N 1353-01-ЗMO "О сокращении срока полномочий Мурманской областной Думы четвёртого созыва" сокращён до 4 декабря 2011 г. срок полномочий Мурманской областной Думы четвёртого созыва в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва с днём голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, назначенного на 4 декабря 2011 г.
Постановлением избирательной комиссии Мурманской области от 23 ноября 2011 г. N 25/190 "О согласовании образования избирательных участков для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в местах временного пребывания избирателей Мурманской области" согласовано Апатитской, Мончегорской, Мурманской, Кандалакшской, Кировской, Североморской, Ловозерской, Кольской, Полярнозорнинской, Оленегорской территориальным избирательным комиссиям, территориальной избирательной комиссии ЗАТО Александровск образование 43 избирательных участков в местах временного пребывания избирателей.
Решением Мурманской территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) от 18 ноября 2011 г. N 21/150 на территории г. Мурманска образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей в местах их временного пребывания на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Мурманской областной Думы пятого созыва 4 декабря 2011 г. согласно приложению. В приложении к данному решению указано место нахождения избирательных участков в г. Мурманске: ООО "Электротранспорт", ул. К. Либкнехта, дом 36а; Мурманское муниципальное автономное учреждение "Управление дорожного хозяйства", пр. Кольский, дом 114; ООО "Фабрика вкуса", Восточная объездная дорога, дом 204; Железнодорожный вокзал, ул. Коминтерна, дом 14.
Аналогичное решение Мурманской ТИК принято 24 ноября 2011 г., N 23/161, в соответствии с приложением к которому избирательные участки образованы по месту нахождения в г. Мурманске ряда учреждений (всего 17 участков).
Решением Мурманской ТИК от 18 ноября 2011 г. N 21/151 предприятия с непрерывным циклом работы г. Мурманска закреплены за конкретными избирательными участками.
Региональное отделение политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и отмене вышеуказанных актов избирательных комиссий.
Требование мотивировано тем, что обжалуемые решения противоречат п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ), п. 4 ст. 11 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 г. N 1364-01-ЗМО "О выборах депутатов Мурманской областной Думы" (далее - Закон Мурманской области от 22 июня 2011 г. N 1364-01-ЗМО), которыми установлен исчерпывающий перечень мест временного пребывания избирателей. Созданные обжалуемыми решениями дополнительные избирательные участки не входят в данный перечень. Создание таких участков повлечёт нарушение прав граждан-избирателей, которые вынуждены участвовать в голосовании на избирательных участках не по месту своего жительства. Нарушение прав регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" заключается в том, что происходит перераспределение избирателей между избирательными участками, уменьшение избирательного электората, создаются препятствия для направления в избирательные участки наблюдателей от партии.
Мурманским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе региональное отделение политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Образование избирательных участков происходит в соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно п. 5 этой статьи в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдалённых местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в срок, установленный п. 2 данной статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Порядок образования избирательных участков для проведения голосования и подсчёта голосов на выборах депутатов Мурманской областной Думы определён ст. 11 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 г. N 1364-01-ЗМО.
В силу п. 2 указанной статьи избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 45 дней до дня голосования, за исключением случаев, установленных п.п. 4 и 5 этой статьи.
В соответствии с п. 3 этой же статьи избирательные участки образуются с соблюдением следующих требований: на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
Согласно п. 4 вышеупомянутой статьи в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдалённых местностях, на судах, которые не будут в день голосования находиться в плавании, и на полярных станциях избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный п. 2 данной статьи, а в исключительных случаях - по согласованию с окружной избирательной комиссией - не позднее чем за три дня до дня голосования.
Информация об избирательных участках, образованных позднее срока, установленного п. 2 ст. 11, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через один день после их образования.
Аналогичный порядок образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрен ст. 13 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ.
Судом установлено, что решения об образовании избирательных участков приняты избирательными комиссиями в соответствии с их компетенцией, установленными процедурами и без нарушения срока, в пределах которого могут быть образованы участки.
Также установлено, что исключительность случая для образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей обусловлена обращениями руководителей учреждений и организаций, расположенных в г. Мурманске, с просьбой обеспечить возможность голосования 4 декабря 2011 г. гражданам, привлечённым к исполнению трудовых обязанностей в этот день, по месту нахождения данных организаций.
Перечень таких исключительных случаев законодательством не установлен. По смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, критерием отнесения возникающих обстоятельств к категории исключительных является обеспечение возможности участия в голосовании каждому избирателю независимо от места его нахождения.
Что касается доводов о нарушении активного права избирателей, вынужденных голосовать не по месту своего жительства, то, как правильно отмечено судом в решении, каждый по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему права. Пунктом 17 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ закреплено, что включение избирателей в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания возможно лишь по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Сам по себе факт образования избирательных участков в местах временного пребывания избирателей не является безусловным основанием для голосования лишь по месту образования такого участка.
Не нашли своего подтверждения и ссылки заявителя на невозможность обеспечения необходимых условий для голосования на образованных избирательных участках, а также для направления в эти участки наблюдателей. Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения решения о принятии решения вышестоящей комиссии об итогах голосования.
Назначение наблюдателей является правом кандидатов и избирательных объединений и должно реализовываться с учётом установленных законом положений. То обстоятельство, что избирательные участки образованы в срок менее чем за 45 дней до дня голосования (п. 2 ст. 11 Закона Мурманской области от 22 июня 2011 г. N 1364-01-ЗМО), не указывает на нарушение избирательных прав, поскольку закон допускает принятие такого решения и в иные сроки, а именно не позднее чем за три дня до дня голосования (п. 4 этой же статьи).
При таких обстоятельствах вывод в решении суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены решений избирательной комиссии Мурманской области и Мурманской территориальной комиссии является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении данного заявления - законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены.
Доводы жалобы регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные. Оснований для иной правовой оценки Судебная коллегия не имеет.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Мурманского областного суда от 1 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2011 г. N 34-Г11-18
Текст определения официально опубликован не был