Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 37-Г11-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Орловского областного суда от 5 сентября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" о признании недействующим пункта 10 раздела I Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, являющегося приложением к Порядку предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 3 февраля 2011 года N 27.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" Мальцева Н.И. и Блинова С.Б., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя правительства Орловской области Полянцевой И.Г., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Орловской области от 3 февраля 2011 года N 27 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на проведение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства" утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Приложением к Порядку является Перечень документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Разделом 1 Перечня определены документы, представляемые для получения субсидий по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года.
Пунктом 10 раздела 1 Перечня предусмотрено, что не принимаются к субсидированию агентские договоры (контракты), представляемые заемщиком в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов по пунктам 8, 9 раздела 1.
ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в Орловский областной суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 10 раздела 1 Перечня, полагая, что он принят с превышением предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, противоречит статьям 78, 132 Бюджетного кодекса РФ, подпункту "г" пункта 4, пункту 9 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90.
Заявитель указал, что оспариваемая норма нарушает его права, поскольку департаментом сельского хозяйства Орловской области отказано в принятии к субсидированию процентов на сумму кредита в размере 90.900.000 руб., поскольку в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов, к субсидированию не приняты агентские договоры (контракты).
Решением Орловского областного суда от 5 сентября 2011 года в удовлетворении заявления ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного и вынесении нового решения об удовлетворении заявления ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской не усматривает оснований к отмене решения суда.
Правовое регулирование отношений в сфере сельского хозяйства осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предоставление им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предусматривающие, в частности, предоставление субсидий для возмещения части затрат по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Согласно пункту 4 названных Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам);
наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки рассмотрения уполномоченным органом субъекта Российской Федерации документов, предоставляемых хозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Пунктом 9 Правил определены документы, представляемые заемщиком для предоставления средств на возмещение части своих затрат.
Постановлением Правительства Орловской области 3 февраля 2011 года N 27 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предусматривающий предоставление субсидий по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 1 января 2008 года, на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Пунктами 8, 9 раздела 1 Перечня документов, предоставляемых бюджетополучателями субсидий в департамент сельского хозяйства Орловской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным а сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, являющегося приложением к Порядку, определены документы, подтверждающие целевое использование кредита (займа), и документы, представляемые заемщиком по кредитным договорам (договорам займа), полученным в иностранной валюте.
Применительно к закупке отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки документами, подтверждающими целевое использование кредита (займа), являются договоры на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья; товарно-транспортные накладные.
Пунктом 10 раздела 1 Перечня предусмотрено, что не принимаются к субсидированию агентские договоры (контракты), предоставляемые заемщиком в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов по пунктам 8, 9 раздела 1.
Оспаривая пункт 10 раздела 1 Перечня, ЗАО "Сахарный комбинат" "Отрадинский" ссылалось на то, что Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90, не содержат ограничений по выбору способа закупки сельскохозяйственного сырья (самостоятельно или через агента), в связи с чем установленное субъектом Российской Федерации ограничение противоречат федеральному законодательству, вводя запрет на приобретение сырья через агентов.
Разрешая заявление ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", суд обоснованно не согласился с его позицией, исходя из того, что оспариваемая норма направлена на обеспечение целевого использования кредитов, что федеральному законодательству не противоречит.
Согласно пункту 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90, расчет средств на возмещение части затрат уполномоченный орган осуществляет после проверки представленных документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа).
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что ответственность за целевое использование субсидий из федерального бюджета возлагается на уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.
На целевое назначение бюджетных средств, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, и невозможность их расходования на другие цели указывает пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
При таких обстоятельствах содержащееся в оспариваемой норме положение о том, что не принимаются к субсидированию агентские договоры (контракты), представляемые заемщиком в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов, направлено на обеспечение целевого использования кредитных средств и не противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90.
Проанализировав положения статей 78 и 132 Бюджетного кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не исключает права субъекта устанавливать порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам.
Вывод суда соответствует положению подпункта "г" пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 года N 90, который в качестве условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривает наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству по тому основанию, что последнее не содержит ограничений по выбору способа закупки сельскохозяйственного сырья (самостоятельно или через агента).
Оспариваемая норма не содержит запрета на заключение агентских договоров на закупку сельскохозяйственного сырья, а лишь указывает на невозможность предъявления таких договоров в качестве документов, подтверждающих целевое использование кредитов, с учетом того, что агентский договор подразумевает вознаграждение агента за совершение действий по поручению другой стороны (принципала).
Полагая, что суд при разрешении настоящего дела правильно применил нормы материального права, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский", которые аналогичны заявлявшимся при обращении в суд и выводов суда не опровергают.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Орловского областного суда от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" - без удовлетворения.
Председательствующие |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 37-Г11-8
Текст определения официально опубликован не был