Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 44-Г11-47
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Останина Н.А. на решение Пермского краевого суда от 15 ноября 2011 г., которым отказано в удовлетворении заявления Останина Н.А. об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 30 Хозяшева В.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 2 сентября 2011 г. N 2834 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на 4 декабря 2011 г.
Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 6 октября 2011 г. N 08/07-2 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 30 возложены на территориальную избирательную комиссию Кочевского муниципального района (далее - ТИК с полномочиями ОИК N 30).
Решением ТИК с полномочиями ОИК N 30 от 27 октября 2011 г. N 12/06 Останин Н.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу N 30.
Хозяшев B.C., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края в соответствии с решением названной комиссии от 27 октября 2011 г. N 12/07.
Останин Н.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения о регистрации Хозяшева B.C. депутатом, в котором указал, что оспариваемое решение принято с нарушением требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), поскольку, несмотря на наличие выполнения, некоторых подписей не избирателями, рабочей группой такие подписи не были признаны недействительным, и их количество составило более 10 процентов от общего количества проверенных подписей избирателей.
Обжалуемым решением Пермского краевого суда от 15 ноября 2011 г. в удовлетворении заявления Останину Н.А. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 2 статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены постановленного решения суда.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 указанного Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу положений части 2 статьи 31 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 1 процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Как установлено судом, для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу N 30 необходимо предоставить 443 подписи, кандидат Хозяшев B.C. представил 190 подписных листов в трех папках с 475 подписями, из которых в соответствии с решением ТИК с полномочиями ОИК N 30 от 21 октября 2011 г., утвердившим состав рабочей группы для проведения выборки подписей избирателей для их проверки, было отобрано 23 октября 2011 г. 89 подписей, что составляет 20 процентов от числа подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку Хозяшева B.C. из 89 отобранных для проверки подписей избирателей выявлена 1 недействительная подпись, что составило менее 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Проверяя доводы Останина Н.А. о незаконности признания недействительной только 1 подписи, суд, исследовав подписные листы, сделал правильный вывод о том, что ТИК с полномочиями ОИК N 30 произвела проверку подписей избирателей, представленных Хозяшевым B.C., в полном соответствии с действующим законодательством.
То обстоятельство, что члены избирательной комиссии С., М., допрошенные судом в качестве свидетелей, подставили под сомнение заполнение сведений об избирателях лицами, осуществляющими сбор подписей, в подписных листах 58 (папка 1), 36 (папка 2), 1, 7, 50 (папка 3), а также исполнение пяти подписей и даты их внесения одним лицом в подписных листах 44 (папка 1) и 10 (папка 2), правильно не признано судом в качестве основания для признания незаконным решения о регистрации Хозяшева B.C. кандидатом в депутаты, поскольку согласно подпунктам "е" и "л" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в связи с названными обстоятельствами подписи могут быть признаны недействительными исключительно на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Как видно из материалов дела, такое заключение отсутствует, свидетели подписали итоговый протокол проверки, голосовали за принятие решения о регистрации Хозяшева B.C. депутатом, в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 17 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края", особого мнения в письменной форме не выражали.
При таком положении суждение суда о соблюдении избирательной комиссией требований подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и пункта "ж" части 5 статьи 33 названного выше Закона Пермского края и об отсутствии оснований для отказа Хозяшеву B.C. в регистрации кандидатом является правомерным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении, аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, ей судом первой инстанции дана правильная оценка, с которой Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным согласиться, поскольку выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Кассационная жалоба доказательств, опровергающих выводы суда, не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 15 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Останина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2011 г. N 44-Г11-47
Текст определения официально опубликован не был