Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 75-Г11-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Окунева Д.А. на решение Верховного суда Республики Карелия от 3 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Окунева Д.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 28 октября 2011 года N 8/6-03 об отказе в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по Зайцевскому одномандатному избирательному округу N 2.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения Окунева Д.А., его представителей Захаренковой И.А. и Сюзюмова А.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии N 1 г. Петрозаводска Смирнова И.С., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 6 октября 2011 года N 8/59-5 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по одномандатным избирательным округам в количестве 6 человек, выдвинутых в установленном порядке региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Карелия. Кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по Зайцевскому одномандатному избирательному округу N 2 в список включен Окунев Д.А.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 28 октября 2011 года N 8/6-03 отказано в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по пункту "ж" части 8 статьи 38 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" по причине выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей (всего представлено 268 подписей, недостоверными (недействительными) признаны 32 подписи - 11,9%).
Окунев Д.А. обратился в Верховный суд Республики Карелия с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 28 октября 2011 года N 8/6-03 и возложении на территориальную избирательную комиссию г. Петрозаводска N 1 обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по Зайцевскому одномандатному избирательному округу N 2 в составе списка кандидатов по одномандатным округам от регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Карелия.
В обоснование заявления Окунев Д.В. указал, что решение территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 28 октября 2011 года N 8/6-03 вынесено с учетом справок об исследовании N 3149 от 24 октября 2011 года и N 3250 от 28 октября 2011 года, в которых содержатся как категоричные, так и вероятностные выводы специалиста относительно достоверности исследованных подписей. Рабочей комиссией учтены и категоричные, и вероятностные выводы специалиста. Между тем, вероятностные выводы специалиста не могут быть учтены как подтверждающие недостоверность или недействительность представленных подписей.
В судебном заседании представители Окунева Д.В. пояснили, что не оспаривают решение избирательной комиссии в части признания недостоверными (недействительными) подписей по основаниям отсутствия или неполноты сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствия или неполноты паспортных данных избирателей, но полагают, что избирательной комиссией необоснованно отнесены к числу недостоверных (недействительных) 10 подписей, по которым заключение специалиста является вероятностным, и 4 подписи, заключение специалиста по которым является категоричным, но не соответствует действительности, поскольку проведенной ими проверкой установлено, что подписные листы заполнены в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, по мнению стороны заявителя, самостоятельным основанием для отмены решения избирательной комиссии является нарушение части 17 статьи 37 закона Республики Карелия "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия", предусматривающей передачу кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения копии итогового протокола проверки подписных листов не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В настоящем случае ведомость проверки подписей, итоговый протокол составлены 28 октября 2011 года, в день вынесения решения, что лишило кандидата возможности подготовиться к заседанию комиссии.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 3 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Окунева Д.А. отказано.
В кассационной жалобе Окунева Д.А. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Окунева Д.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в пункте "ж" части 8 статьи 38 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 15 сентября 2011 года N 5/27-5 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва" установлено количество подписей, представляемых в окружную избирательную комиссию по избирательному округу N 2 "Зайцевский", для регистрации кандидатами в депутаты: от 244 до 268.
Окуневым Д.А. представлено в избирательную комиссию 268 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе и могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Части 2, 4 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗКР предусматривают, что если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, для чего может своим решением создавать рабочие группы с привлечением специалистов. К такой проверке могут привлекаться, в частности, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Республики Карелия, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
Рабочей группой, созданной решением территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 27 сентября 2011 года N 3/1-03, осуществлена 100% проверка подписей избирателей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28 октября 2011 года недостоверными и недействительными признаны 32 подписи избирателей:
16 подписей ввиду отсутствия или неполноты сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей;
2 подписи ввиду отсутствия или неполноты паспортных данных избирателей;
12 подписей, дата внесения которых выполнена избирателями несобственноручно, на основании заключения эксперта (пункт "д" части 10 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК);
2 подписи ввиду выполнения их избирателями несобственноручно (часть 9 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК).
Решением территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 1 от 28 октября 2011 года N 8/6-03 в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия отказано по пункту "ж" части 8 статьи 38 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия" в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, представленных кандидатом.
Окуневым Д.А. в суде оспаривается недостоверность (недействительность) 14 подписей, признанных таковыми на основании заключения эксперта. Заключение оформлено в виде справок об исследовании NN 3149 от 24 октября 2011 года и 3250 от 28 октября 2011 года, составленных начальником ЭКЦ МВД по Республике Карелия полковником милиции С.
Давая оценку доводам заявителя о том, что подпись не может быть признана недостоверной (недействительной) на основании заключения эксперта, носящего вероятностный характер, и не соглашаясь с ними, суд обоснованно исходил из того, что такая форма экспертного заключения приемлема в рамках избирательного законодательства, не предусматривающего возможности опроса лиц на предмет принадлежности им подписей и проведения почерковедческой экспертизы, и обусловлена отсутствием образцов, с которыми можно было бы сравнить исследуемый материал.
Исходя из положений пунктов 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и учитывая, что на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не распространяется действие Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", следует признать, что заключение эксперта, изложенное в письменном виде в справках об исследовании, является надлежащим доказательством, свидетельствующим о недостоверности (недействительности) содержащихся в подписных листах подписей избирателей.
С учетом 14 подписей, являющихся недостоверными (недействительными) на основании заключения эксперта, общее количество недостоверных (недействительных) подписей составляет 32 (недействительность 18 из них заявителем не оспаривается), что недостаточно для регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по Зайцевскому одномандатному избирательному округу N 2.
Разрешая заявление Окунева Д.А., суд установил нарушение части 17 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК (итоговый протокол был составлен и вручен Окуневу Д.А. 28 октября 2011 года, в день принятия решения об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты), но счел, что это нарушение не является основанием к отмене решения избирательной комиссии, исходя из того, что избирательным законодательством не предусмотрено представление кандидатом во время проверки подписных листов доказательств в подтверждение подлинности подписей, содержащихся в подписных листах.
Учитывая, что указанное нарушение не могло повлиять на выводы избирательной комиссии, Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Окунева Д.А. кандидатом в депутаты.
Полагая, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на законе, анализ которого приведен в решении, и доводами кассационной жалобы Окунева Д.А. не опровергаются, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Карелия от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окунева Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 75-Г11-9
Текст определения официально опубликован не был