Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 75-Г11-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Аникиевой К.Ю. Шогина М.И. на решение Верховного суда Республики Карелия от 8 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Шогина М.И., поданного в интересах Аникиевой К.Ю., о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по Лососинскому одномандатному избирательному округу N 6 от 24 октября 2011 года N 1/1 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва Поздняковой А.В., выдвинутой региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Карелия, и его отмене.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Поздняковой А.В. Захаренковой И.А., представителя окружной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 6 Смирнова И.С., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по Лососинскому одномандатному избирательному округу N 6 Аникиева К.Ю., выдвинутая политической партией "Либерально-Демократическая партия России", в лице своего представителя Шогина М.И. обратилась в Верховный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 6 от 24 октября 2011 года N 1/1 о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по тому же избирательному округу Поздняковой А.В., выдвинутой региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Карелия.
По мнению заявителя, у избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации Поздняковой А.В. кандидатом в депутаты, поскольку более 10 процентов представленных ею подписей являются недействительными, имеют неоговоренные исправления, количество представленных подписей превышает количество, требуемое по закону: 389 вместо 263.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 8 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Шогина М.И., поданного в интересах Аникиевой К.Ю., отказано.
В кассационной жалобе представителя Аникиевой К.Ю. Шогина М.И. ставится вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в пункте "ж" части 8 статьи 38 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 15 сентября 2011 года N 5/27-5 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Республики Карелия пятого созыва" установлено количество подписей, представляемых в окружную избирательную комиссию по Лососинскому одномандатному избирательному округу N 6, для регистрации кандидатами в депутаты: от 239 до 263.
Из материалов дела следует, что Поздняковой А.В. представлено в избирательную комиссию 263 подписи избирателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства, а также иных государственных органов.
Согласно частям 2, 4 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, для чего может своим решением создавать рабочие группы с привлечением специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Республики Карелия, военных комиссариатов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это специального оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.
Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК.
Рабочей группой, созданной решением территориальной избирательной комиссии г. Петрозаводска N 2 от 27 сентября 2011 года N 02-03/03, осуществлена 100% проверка подписей избирателей: из представленных 263 подписей проверено 263 подписи.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 20 октября 2011 года недействительной признана 1 подпись избирателя ввиду наличия неоговоренных исправлений в данных об избирателе, что составляет 0,38% от общего количества подписей, представленных кандидатом.
Выводы о недействительности этой подписи заявителем не оспариваются.
Судом проверен и признан несостоятельным довод заявителя о представлении Поздняковой А.В. большего (чем 263) количества подписей.
Исследовав подписные листы, суд установил, что до их представления в избирательную комиссию было вычеркнуто 126 содержащихся в них подписей избирателей, у этих подписей отсутствует порядковый номер, они не вошли в число 263 подписей, подлежащих проверке. Названное обстоятельство подтверждается протоколом об итогах сбора подписей от 18 октября 2011 года, подписанным кандидатом Поздняковой А.В.
С учетом положений пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 7 статьи 37 закона Республики Карелия от 26 июня 2003 года N 681-ЗРК и исходя из того, что кандидат, не присвоив 126 подписям порядковых номером, тем самым оговорила их исключение из числа подписей, представленных к проверке, суд обоснованно не согласился с доводом заявителя о представлении кандидатом Поздняковой А.В. большего количества подписей и необходимости проверки всех подписей, имеющихся в подписных листах.
Судом дана оценка доводу заявителя о наличии сомнений относительно действительности 45 подписей избирателей, по которым не проводилась экспертиза. Суд правильно указал в решении, что законом не предусмотрена необходимость проверки экспертом всех подписей, представленных к проверке. Что касается предположений, без приведения какой-либо аргументации, то они не могут явиться основанием к отмене решения избирательной комиссии.
В процессе исследования подписных листов суд установил основания для признания недействительной подписи избирателя под номером 65, содержащейся в подписном листе 27 (других подписей в подписном листе нет), в связи с тем, что не указаны полные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, в частности число и месяц рождения. Между тем, названное обстоятельство не повлияло на существо решения, принятого избирательной комиссией по вопросу регистрации Поздняковой А.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия.
Полагая, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на законе, анализ которого приведен в решении суда, и доводами кассационной жалобы не опровергаются, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Карелия от 8 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Аникиевой К.Ю. Шогина М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2011 г. N 75-Г11-10
Текст определения официально опубликован не был