Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2011 г. N 88-Г11-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре - Алешиной П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе инициативной группы по проведению референдума Томской области на решение Томского областного суда от 7 сентября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления инициативной группы по проведению референдума Томской области о признании незаконными постановления Законодательной Думы Томской области от 30 июня 2011 года N 4492 "Об инициативе проведения референдума Томской области" и постановления избирательной комиссии Томской области от 4 июля 2011 года N 65-380 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Томской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Законодательной Думы Томской области Медведевой С.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательной Думой Томской области 30 июня 2011 года рассмотрено ходатайство инициативной группы по проведению референдума Томской области, по результатам которого вынесено постановление N 4492 которым вопрос: "Считаете ли Вы, что высшее должностное лицо Томской области (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Томской области - Губернатор) должно избираться всенародным голосованием?" и вопрос: "Считаете ли Вы, что законодательная Дума Томской области должна обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о возвращении всенародных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)?" признаны не соответствующими требованиям пунктов 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Постановлением избирательной комиссии Томской области от 4 июля 2011 года N 65-380 отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума Томской области.
Инициативная группа по проведению референдума Томской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановления Законодательной Думы Томской области от 30 июня 2011 года N 4492 и постановления избирательной комиссии Томской области от 4 июля 2011 года N 65-380, ссылаясь на то, что не имелось предусмотренных статьями 12 и 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для принятия оспариваемых постановлений. Кроме того, по мнению заявителей, допущены нарушения процедуры рассмотрения вопросов, содержащихся в ходатайстве инициативной группы, выразившиеся в том, что оба вопроса рассматривались одновременно без обсуждения в их причинно-логической связи, без обоснования позиции правового комитета, без заслушивания представителя инициативной группы. Фактически вопрос о референдуме не обсуждался депутатами на заседании Законодательной Думой Томской области. Принятие Законодательной Думой Томской области незаконного постановления повлекло принятие незаконного постановления Избирательной комиссией Томской области.
Решением Томского областного суда от 7 сентября 2011 года в удовлетворении заявления инициативной группы по проведению референдума Томской области отказано.
В кассационной жалобе инициативной группы по проведению референдума Томской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Таким образом, статьей 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ урегулирован порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно статье 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (пункт 1).
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 данного Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 статьи 36, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).
Из правового анализа приведенного выше законодательства следует, что на референдум субъекта Российской Федерации могут быть представлены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, которые не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, и которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инициативной группой представлены для обсуждения на референдум Томской области вопросы: "Считаете ли Вы, что высшее должностное лицо Томской области (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Томской области - Губернатор) должно избираться всенародным голосованием?" и "Считаете ли Вы, что Законодательная Дума Томской области должна обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о возвращении всенародных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)?", рассмотрение которых уже урегулировано специальным Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
Принципы федерализма и единства системы государственной власти в Российской Федерации, закреплены в части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, и означают, в том числе, и то, что порядок и способ формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается единым для всех субъектов Российской Федерации. Учитывая, что поставленные инициативной группой вопросы касаются порядка и способов формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и урегулированы на федеральном уровне, а соответственно, изменение правового регулирования (в том числе введение всенародных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации) посредством проведения референдума, исходя из правовой природы референдума и юридической силы актов, принимаемых на референдуме, не может быть осуществлено на территории отдельного субъекта Российской Федерации, в т.ч. Томской области, а могут быть инициированы исключительно на федеральном уровне, в том числе и посредством проведения всероссийского референдума.
Таким образом, вывод суда о том, что Законодательная Дума Томской области обоснованно признала указанные вопросы, выносимые на референдум Томской области, не соответствующими требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, сделан правильно.
Является обоснованным вывод суда о том, что постановление избирательной комиссии Томской области от 4 июля 2011 года N 65-380 ссылкой на постановление Законодательной Думой Томской области 30 июня 2011 года, а также на пункт 11 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязывающий избирательную комиссию отказать в регистрации инициативной группы по проведению референдума в случае, если Законодательная Дума Томской области признает, что выносимые на референдум вопросы не отвечают требованиям статьи 3 Закона Томской области от 12 января 2007 года N 29-ОЗ "О референдуме Томской области и местном референдуме" и статьи 12 указанного Федерального закона, соответствует требованиям законодательства.
Порядок и сроки рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению референдума Томской области, а также форма и содержание оспариваемых актов, предусмотренные указанными Федеральным и областным законами, были соблюдены избирательной комиссией Томской области и Законодательной Думой Томской области.
При таких обстоятельствах суд правильно отказал инициативной группе по проведению референдума Томской области в удовлетворении заявленных требований, поскольку вопросы, выносимые на референдум Томской области, не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд и не содержат ссылок на обстоятельства, могущие послужить основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 7 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу инициативной группы по проведению референдума Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2011 г. N 88-Г11-15
Текст определения официально опубликован не был