Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 октября 2011 г. N 115-П11
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Лебедева В.М.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Кузнецова В.В., Нечаева В.И., Серкова П.П., Соловьева В.Н., Тимошина Н.В., Хомчика В.В., -
при секретаре Шандре Л.Н.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Матвеева А.Н. на приговор Костромского областного суда от 16 ноября 2006 года, по которому Матвеев А.Н. ... осужден: по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 7 годам лишения свободы, по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по п.п. "б", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 18 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 209 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по п. "а" ч. 4 ст. 162 УК РФ (эпизоды от 22 ноября 2004 года, 3 и 15 мая 2005 года) за каждый эпизод данного преступления к 10 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 206 УК РФ к 10 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 222 УК РФ к 5 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 23 года лишения свободы.
Постановлено взыскать с Матвеева А.Н. солидарно с Матвеевым Е.В. в пользу Ш. в счет компенсации морального вреда ... рублей и в счёт возмещения материального ущерба ... рублей.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года приговор в отношении Матвеева А.Н. изменён, из приговора исключено указание об осуждении его за незаконные хранение и ношение боеприпасов, совершенные организованной группой. Наказание по ч. 3 ст. 222 УК РФ снижено до 4 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 22 года 9 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор оставлен без изменения.
По настоящему делу осуждены также Агейкина А.В. и Матвеев Е.В., кассационное определение в отношении которого пересмотрено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 ноября 2010 года.
В надзорной жалобе ставится вопрос о пересмотре приговора и кассационного определения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорной жалобы и возбуждения надзорного производства, выступления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г., адвоката Мисаилиди О.С., осужденного Матвеева А.Н., Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Матвеев А.Н. осужден за совершение преступлений при следующих обстоятельствах.
В период с 1 по 31 июля 2004 года Матвеев А.Н., имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, из корыстных побуждений, подыскал в газете ... объявление К. о том, что последний желает купить строительный материал (пеноблоки).
В продолжение своего преступного умысла Матвеев А.Н. позвонил по указанному в объявлении телефону и, представившись К. вымышленным именем ... осознанно вводя К. в заблуждение путем сообщения тому заведомо ложных сведений, что он якобы является братом директора предприятия, занимающегося производством пеноблоков, и предложил К. приобрести у него недорого пеноблоки.
Введенный в заблуждение относительно достоверности сообщенных ему сведений, К. согласился купить у Матвеева А.Н. пеноблоки.
После этого Матвеев А.Н. для более тщательной подготовки к совершению хищения пообещал К. позвонить в ближайшее время и сообщить место и условия продажи пеноблоков.
1 августа 2004 года Матвеев А.Н. позвонил К. и предложил встретиться в дневное время ... для решения вопроса о продаже пеноблоков. К., не сомневаясь в том, что Матвеев А.Н. действительно является добросовестным продавцом, прибыл 1 августа 2004 года в указанное Матвеевым А.Н. время ..., где к нему подошел Матвеев А.Н., назвавшись вымышленным именем ... и предложил вместе проследовать к дому ..., где находится предприятие, производящее пеноблоки.
Проследовав к указанному месту, Матвеев А.Н. в продолжение своего преступного умысла, вводя К. в заблуждение путем сообщения заведомо ложных сведений, указал на данную организацию, пояснив, что является братом владельца организации, для большей убедительности сообщаемых сведений указал на стоящего неподалеку Матвеева Е.В. и сообщил К. о том, что тот является работником предприятия и выдаст К. пеноблоки после продажи.
Сам же Матвеев Е.В., ранее никогда по данному адресу не был и на предприятии по производству пеноблоков не работал, а приехал по указанному адресу по просьбе Матвеева А.Н., и о том, что Матвеев А.Н. совершает мошеннические действия в отношении К., не знал.
К., будучи уверенным в правомерности продажи ему имущества и выгодности для него сделки, введенный в заблуждение относительно ее достоверности, добровольно передал Матвееву А.Н. в счет покупки пеноблоков ... рублей.
Матвеев А.Н., продолжая вводить в заблуждение К. относительно достоверности происходящего, написал расписку о получении ... рублей от вымышленного лица по имени ... В дальнейшем Матвеев с похищенным с места преступления скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, причинив, тем самым, К. значительный материальный ущерб на сумму ... рублей.
Он же, Матвеев А.Н., имея умысел на открытое хищение чужого имущества путем совершения разбойного нападения, действуя из корыстных побуждений, 12 ноября 2004 года, около 12 часов, пришел к дому ..., где в одном из помещений располагался зал игровых автоматов, и, убедившись, что в помещении находился только оператор игрового зала Ф. достал из-под куртки заранее приготовленный обрез огнестрельного ружья, после чего, используя его в качестве оружия, направил в сторону оператора Ф., демонстрируя обрез и высказывая угрозы применения насилия, опасного для жизни и здоровья, в случае невыполнения его противоправных требований и оказания ему сопротивления, потребовал от Ф. передать ему денежные средства, имевшиеся в ее распоряжении.
Ф., воспринимая угрозы применения к ней физического насилия в случае оказания неповиновения нападающему как действительные и реально опасаясь за свои жизнь и здоровье, и так как воля ее к сопротивлению была подавлена, передала Матвееву А.Н. находившиеся в сейфе деньги в сумме ... рублей, принадлежащие Л.
С похищенным Матвеев А.Н. с места преступления скрылся, распорядившись им по своему усмотрению, причинив, тем самым, своими действиями Л. материальный ущерб на сумму ... рублей.
Матвеев А.Н., располагая информацией, полученной им от не установленного следствием источника, о том, что 27 декабря 2004 года в профессиональном лицее ... будут выплачивать заработную плату работникам, а денежные средства будут доставлены кассиром из банка в профессиональный лицей ..., желая преступным путем завладеть этими деньгами, Матвеев А.Н. решил совершить разбойное нападение на кассира лицея и на лиц, обеспечивающих ее безопасность при транспортировке денежных средств, с применением ранее им приобретенного гладкоствольного оружья.
С этой целью 27 декабря 2004 года Матвеев А.Н., действуя из корыстных побуждений, вооружившись гладкоствольным огнестрельным ружьем, используя для конспирации темную вязаную шапку и солнцезащитные очки, в целях реализации своего преступного умысла на совершение разбойного нападения пришел к зданию профессионального лицея ... и стал со стороны наблюдать за входом в лицей, дожидаясь приезда кассира.
В тот же день, около 14 часов, находясь у здания профессионального лицея ... по указанному адресу, Матвеев А.Н., увидев, что кассир лицея Б. выйдя из автомашины ... в сопровождении водителя лицея Г., пошла ко входу в помещение лицея, при этом в руках Б. находился полиэтиленовый непрозрачный пакет с деньгами в сумме ... рублей, полученными ею в банке. Продолжая свои действия, направленные на открытое хищения денежных средств, находившихся у кассира Б., Матвеев подошел к ней и Г. и совершил разбойное нападение на них. При этом, используя заранее приготовленное оружие - гладкоствольное ружье, снаряженное патронами, с пулевым зарядом, угрожая его применением, потребовал от Б., а затем от Г. передать ему имевшиеся у них денежные средства.
Пытаясь избежать нападения, Б. оттолкнула Матвеева А.Н. руками и скрылась в помещении лицея, где находился охранник С., которому сообщила о нападении.
С. выполняя в соответствии с должностной инструкцией от 26.09.2003 года обязанности по запрещению доступа в лицей посторонних лиц с целями, не относящимися к работе учреждения и могущими привести к негативным последствиям его деятельность, то есть по обеспечению безопасности, действуя правомерно, вооруженный пневматическим пистолетом, попытался воспрепятствовать Матвееву А.Н. Однако Матвеев А.Н., преследуя Б., проник в помещение лицея и в продолжение своего преступного умысла, с целью устранения создаваемых ему С. препятствий к нападению и завладению денежными средствами, находившимися у Б., осознавая общественную опасность своих действий и предвидя наступление общественно опасных последствий, а также осознавая, что С. осуществляет служебную деятельность, о чем свидетельствовало форменное обмундирование на нем, наличие при С. пневматического пистолета и характер действий потерпевшего, с целью совершения убийства С., сопряженного с разбойным нападением, как лица, выполнявшего служебную деятельность, умышленно произвел один прицельный выстрел из гладкоствольного огнестрельного оружия в потерпевшего, в результате чего причинил С. слепое пулевое огнестрельное ранение правой паховой области с повреждением поясничных мышц, забрюшинной клетчатки, правой подвздошной артерии и вен, сопровождавшееся массивной кровопотерей, являющееся опасным для жизни в момент причинения и повлекшее тяжкий вред здоровью, от которого С. скончался на месте происшествия.
Убедившись в том, что кассир Б. скрылась, а его дальнейшее пребывание на месте совершения преступления сопряжено с изобличением, Матвеев А.Н. принял меры к отходу с места происшествия.
В это время в помещение лицея попытался войти Б. оказавшийся на месте происшествия при случайных обстоятельствах.
Воспринимая появление Б. как опасность для себя, а именно - как препятствие к отступлению с места происшествия, Матвеев А.Н. в целях устранения данного препятствия, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде наступления смерти Б. и желая этого, умышленно, с целью убийства, произвел один прицельный выстрел из гладкоствольного огнестрельного оружия в потерпевшего Б., однако промахнулся, не доведя своего преступного умысла до конца по независящим от него причинам, т.к. Б. удалось убежать, после чего Матвеев А.Н. с места происшествия скрылся.
Матвеев А.Н. в ноябре 2004 года, ..., действуя из корыстных побуждений, с целью личной наживы и обогащения преступным путем создал ... устойчивую, вооруженную огнестрельным оружием и боеприпасами, преступную группу (банду), организованную им специально для совершения разбойных нападений на магазины по продаже сотовых телефонов и объекты игорного бизнеса, ..., осуществлял руководство преступной группой (бандой) и принимал активное участие в совершенных ею преступлениях.
Возглавляемая Матвеевым А.Н. устойчивая организованная преступная группа, специально созданная им для совершения умышленных особо тяжких преступлений, с момента образования и до момента разоблачения имела в своей основе постоянный состав из Матвеева А.Н. и Матвеева Е.В., которые знали друг друга с детства, находились в близких родственных отношениях, нигде не работали, были ранее судимы за умышленные преступления.
В качестве вооружения организованной преступной группой в составе Матвеева А.Н. и Матвеева Е.В. в процессе совершенных ею преступлений использовалось незаконно приобретенное Матвеевым А.Н. в сентябре 2004 года у не установленных следствием лиц гладкоствольное огнестрельное оружие, самозарядное или перезаряжающееся цевьем гладкоствольное ружье 12 калибра и боеприпасы к нему, которое Матвеев А.Н. переделал в обрез ружья и хранил в тайнике, место которого в целях наилучшей конспирации другим участникам совершения преступлений не разглашал. С целью устрашения и подавления сопротивления граждан, на которых совершались разбойные нападения, Матвеев Е.В. использовал нож.
Бандой в составе Матвеева А.Н. и Матвеева Е.В. в период с ноября 2004 года по май 2005 года ... совершены разбойные нападения на магазины по продаже сотовых телефонов, объект игорного бизнеса, захват заложника.
22 ноября 2004 года Матвеев А.Н. и Матвеев Е.В., вооруженные обрезом ружья и ножом, действуя совместно и согласованно друг с другом, в целях хищения чужого имущества совершили разбойное нападение на магазин по продаже сотовых телефонов, ..., открыто похитили принадлежащее Г. имущество и денежные средства на сумму ... рублей.
3 мая 2005 года Матвеев А.Н. и Матвеев Е.В., вооруженные обрезом ружья и ножом, действуя совместно и согласованно друг с другом, в целях хищения чужого имущества совершили разбойное нападение на игорный клуб ... открыто похитили денежные средства в сумме ... рублей, принадлежащие ООО ...
15 мая 2005 года Матвеев А.Н., Матвеев Е.В., действуя совместно и согласованно друг с другом, при участии Агейкина А.В., не входящего в состав организованной преступной группы и не знавшего о намерении Матвеевых в процессе открытого хищения применить оружие, в целях хищения чужого имущества, действуя самостоятельно, вооружившись обрезом ружья и ножом, совершили разбойное нападение на магазин по продаже сотовых телефонов ..., открыто похитили принадлежащий Ш. сотовый телефон ... стоимостью ... рублей, а также имущество, принадлежащее Р. на сумму ... рубля.
15 мая 2005 года Матвеев А.Н., Матвеев Е.В. после совершения разбойного нападения на магазин ... и хищения имущества, принадлежащего Р. и Ш., действуя совместно и согласованно друг с другом, вооруженные обрезом ружья и ножом, захватили и удерживали Ш. в качестве заложника с целью понуждения прибывших сотрудников вневедомственной охраны С. и М. воздержаться от совершения каких-либо действий, направленных на их задержание, и обеспечения им беспрепятственного ухода с места преступления как условие освобождения заложника. После выполнения требований нападавших Матвеев А.Н. и Матвеев Е.В. освободили заложника Ш. и с похищенным скрылись.
Кроме того, Матвеев А.Н. в сентябре 2004 года, точное время следствием не установлено, действуя самостоятельно, незаконно приобрел у не установленных следствием лиц гладкоствольное самозарядное или перезаряжающееся цевьем ружье 12 калибра и боеприпасы к нему, переделал его в обрез ружья и хранил в тайнике, место которого в целях наилучшей конспирации другим участникам совершения преступлений не разглашал, носил его самостоятельно при совершении им преступлений единолично, а так же при совершении преступлений.
В надзорной жалобе и дополнении к ней осужденный Матвеев А.Н. ставит вопрос об отмене приговора и кассационного определения, направлении уголовного дела на новое судебное разбирательство, поскольку его виновность не доказана. В ходе следствия к нему применялось физическое и моральное воздействие.
Утверждается, что в обвинительном заключении содержатся ссылки на несуществующие доказательства. Протокол судебного заседания искажен. Протокол опознания с участием потерпевшей Б. является недопустимым доказательством. В ходе предварительного следствия и судебного разбирательства он был лишен юридической помощи, адвокаты исполняли свои обязанности формально. В суде кассационной инстанции он был лишен права на защиту в соответствии со ст. 51 УПК РФ, хотя не отказывался от юридической помощи в порядке, предусмотренном ст. 52 УПК РФ.
Рассмотрев уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Матвеева А.Н., Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Из материалов дела усматривается, что Матвеев А.Н., осужденный к лишению свободы за особо тяжкие преступления на срок свыше 15 лет, обжаловал приговор в кассационном порядке, оспаривая его законность и обоснованность.
Рассмотрение уголовного дела в суде кассационной инстанции проходило с участием прокурора и осужденного.
Сведений о том, что адвокат Мозжина Т.Г., представлявшая в суде первой инстанции интересы Матвеева А.Н., была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не имеется. Уголовное дело в отношении Матвеева А.Н. рассмотрено в кассационном порядке в отсутствие адвоката. При этом данных о том, что осужденный отказался от услуг защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ, в материалах дела также не имеется.
Учитывая, что при кассационном рассмотрении уголовного дела было нарушено право Матвеева А.Н. на защиту, кассационное определение в отношении него в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 409 УПК РФ подлежит отмене, а уголовное дело - передаче на новое кассационное рассмотрение.
При новом кассационном рассмотрении следует учесть изменения, внесенные по ст. 222 ч. 3 УК РФ, улучшающие положение Матвеева.
Иные доводы жалобы осужденного могут быть проверены в заседании суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что Матвеев А.Н. осужден за особо тяжкие преступления, может скрыться от суда и таким образом воспрепятствовать производству по делу в разумные сроки, Президиум в соответствии со ст.ст. 97, 108, 255 УПК РФ избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, п. 5 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорную жалобу осужденного Матвеева А.Н. удовлетворить частично.
2. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года в отношении Матвеева А.Н. отменить и уголовное дело передать на новое кассационное рассмотрение.
3. Избрать Матвееву А.Н. меру пресечения в виде заключения под стражу до 12 января 2011 года.
Председательствующий |
В.М. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 октября 2011 г. N 115-П11
Текст постановления официально опубликован не был