Мировой финансово-экономический кризис, его влияние на экономику и социальную сферу Российской Федерации, глобальная экономическая и политическая нестабильность требуют придать дополнительную динамику развитию социального партнёрства в России, определяют необходимость существенного укрепления взаимодействия профсоюзов с законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления и работодателями в целях решения социально-трудовых и экономических проблем России.
Взаимодействие с исполнительными органами власти федерального и регионального уровня осуществляется прежде всего в форме трёхсторонних переговоров между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и исполнительными органами государственной власти. Интенсивность работы трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений существенно возросла. ФНПР принимала активное и непосредственное участие в определении стратегии развития страны и тактики действий правительства в условиях кризиса. Профсоюзы представлены во многих координационных и консультативных органах при министерствах и ведомствах, принимают участие в работе комиссий и рабочих групп, созданных Правительством Российской Федерации, в деятельности общественных советов и коллегий органов исполнительной власти. Профсоюзы организуют дискуссии (семинары, конференции, "круглые столы", форумы) с участием представителей законодательных и исполнительных органов власти по широкому кругу общественно-значимых вопросов.
В соответствии с поручениями Президента России и Председателя Правительства Российской Федерации по итогам совещаний и встреч с участием руководства ФНПР готовятся проекты федеральных законов в целях совершенствования регулирования социально-трудовых отношений.
Представители профсоюзов на уровне регионов участвуют в работе межведомственных комиссий:
по проблемам оплаты труда и ликвидации задолженности по заработной плате;
по контролю за соблюдением трудового законодательства;
по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Последовательно расширяется взаимодействие ФНПР с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исполняются двусторонние соглашения о взаимодействии профсоюзов, их структур с органами власти (в том числе соглашение о взаимном сотрудничестве ФНПР с Федеральной службой по труду и занятости в сфере обеспечения трудовых прав граждан).
В целях повышения действенности прокурорского надзора и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) продолжается практика реализации планов совместных мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФНПР.
Территориальными объединениями организаций профсоюзов заключены соглашения с государственными инспекциями труда субъектов Российской Федерации и территориальными органами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В настоящее время профсоюзы активно влияют на формирование законодательных органов власти, имеют своё представительство на всех уровнях депутатского корпуса. Профсоюзы участвуют в процессе совершенствования законодательства и правовой системы в целом, используют все механизмы законотворчества. Повышению качества взаимодействия профсоюзов с законодательной властью способствовало внесение изменений в Регламент Государственной Думы, в соответствии с которыми проекты федеральных законов в сфере труда направляются для рассмотрения в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Депутатами - членами межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность" в Государственную Думу внесены такие законопроекты, как об упрощении процедуры организации и проведения забастовок, о запрете "заёмного труда".
ФНПР стала одним из инициаторов образования Общероссийского народного фронта. В Программу народных инициатив Общероссийского народного фронта вошли все предложения профсоюзов, касающиеся социально-трудовых отношений.
В целях привлечения общественного внимания к важности социальных вопросов на уровне организаций и демонстрации примеров решения социальных задач проводится в новом формате всероссийский конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности", решения по организации и проведению которого принимаются с участием социальных партнёров.
По предложению ФНПР с учётом практики проведения конкурса профессионального мастерства "Мастера России" готовится к проведению под эгидой государства всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии".
Вместе с тем Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы стало итогом сложных, временами драматичных переговоров. Представители работодателей не оставляют попыток изменить трудовое законодательство с целью сокращения и даже ликвидации социальных гарантий наёмным работникам.
Генеральный Совет ФНПР отмечает, что сложившейся практикой совместной работы профсоюзов, работодателей и органов власти создана основа для решения социально-трудовых проблем в Российской Федерации. В то же время повышению эффективности взаимодействия социальных партнёров препятствует ряд проблем:
низкая дисциплина соблюдения субъектами трудовых отношений трудового права, а также недостаточно эффективный государственный контроль исполнения норм трудового законодательства;
отсутствие должной ответственности сторон социального партнёрства за нарушение или невыполнение коллективных договоров, соглашений, решений органов социального партнёрства;
отсутствие согласованной стратегии развития социального партнёрства в Российской Федерации;
недооценка работодателями роли социального партнёрства как одного из фундаментальных общественных институтов, обеспечивающих сбалансированное экономическое развитие и социальную сплочённость общества.
Исходя из изложенного Генеральный Совет ФНПР постановляет:
1. Руководству ФНПР, членским организациям ФНПР, профсоюзным организациям всех уровней считать приоритетными задачами по повышению эффективности взаимодействия профсоюзов с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями:
1.1. реализацию предложений ФНПР в Программе народных инициатив Общероссийского народного фронта;
1.2. восстановление Министерства труда Российской Федерации в системе исполнительных органов государственной власти Российской Федерации;
1.3. установление государственных гарантий (стандартов) по оплате труда для работников государственных и муниципальных (автономных, бюджетных, казённых) учреждений с учётом дифференциации по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням; законодательное установление механизмов их повышения;
1.4. разработку концепции перехода от оценки труда на базе прожиточного минимума трудоспособного населения к стандартам развивающего потребления;
1.5. актуализацию состава и расчёта стоимости потребительской корзины;
1.6. ратификацию конвенций Международной организации труда и других международных актов в соответствии с приложением N 2 к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы, а также Конвенции МОТ N 97 "О трудящихся-мигрантах";
1.7. расширение полномочий правовой и технической инспекций труда профсоюзов;
1.8. профсоюзный мониторинг реализации решений исполнительной власти, принятых законов и результатов, достигнутых в части развития рынка труда, трудовых отношений, социальной защищённости и уровня жизни населения, модернизации здравоохранения и образования, организации детского отдыха.
2. Руководству ФНПР совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, избранными при поддержке ФНПР инициировать образование в составе Государственной Думы шестого созыва межфракционной депутатской группы по взаимодействию с профсоюзным движением "Солидарность".
3. Членским организациям ФНПР:
3.1. содействовать участию организаций (предприятий) во всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности";
3.2. представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР предложения по номинациям и порядку проведения всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии" в 2012 году.
4. Территориальным объединениям организаций профсоюзов:
4.1. осуществлять контроль выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области профессионального образования и содействия занятости населения в части их реализации и финансового обеспечения;
4.2. добиваться повсеместной реализации полномочия субъектов Российской Федерации по установлению региональной минимальной заработной платы.
Департаменту социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР совместно с Департаментом общественных связей Аппарата ФНПР обеспечить систематическое освещение деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и её рабочих групп на отдельной странице официального сайта ФНПР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Последовательно расширяется взаимодействие Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) с госорганами контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
В настоящее время профсоюзы активно влияют на формирование законодательных органов власти, имеют свое представительство на всех уровнях депутатского корпуса.
ФНПР стала одним из инициаторов образования Общероссийского народного фронта.
Определены приоритетные задачи по повышению эффективности взаимодействия профсоюзов с органами власти и работодателями. Среди них - восстановление Министерства труда России в системе исполнительных органов госвласти нашей страны, разработка концепции перехода от оценки труда на базе прожиточного минимума трудоспособного населения к стандартам развивающего потребления. Речь идет и о расширении полномочий правовой и технической инспекций труда профсоюзов.
Постановление Федерации независимых профсоюзов РФ от 23 ноября 2011 г. N 3-7 "О повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем в Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был