Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 19 января 2011 г. N 59-О10-30
(извлечение)
По приговору Амурского областного суда от 8 октября 2010 г. П. и М. осуждены по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
П. и М. признаны виновными в том, что, действуя группой лиц, умышленно причинили смерть потерпевшему.
Так, П., М., Х. и другие лица совместно употребляли спиртные напитки, между ними произошла ссора, в результате которой П. нанес один удар по телу Х. самодельной деревянной битой. Затем М. взял у П. биту и нанес ею один удар по голове и телу Х. После этого П. и М. перенесли потерпевшего Х. из кладовой в кухню, где М. поленом нанес потерпевшему два удара по голове и не менее двух ударов по телу.
В результате совместных преступных действий П. и М. последовала смерть потерпевшего Х.
В кассационной жалобе потерпевшая просила приговор отменить, полагая, что убийство было спланировано заранее и совершено по сговору группой лиц.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 19 января 2011 г. приговор оставила без изменения, указав следующее.
Исследовав обстоятельства уголовного дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу о доказанности вины П. и М. в совершении преступления и правильно квалифицировал их действия.
Доводы жалобы потерпевшей о необходимости квалификации действий осужденных как совершенных по предварительному сговору группой лиц являются необоснованными, поскольку не нашли подтверждения в материалах дела, вследствие чего в судебном заседании государственный обвинитель в соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ просил исключить из обвинения указание на совершение П. и М. преступления по предварительному сговору и предложил квалифицировать их действия как совершенные группой лиц.
Согласно закрепленному в ст. 15 УПК РФ принципу состязательности суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
В связи с этим, поскольку мотивированный отказ государственного обвинителя от обвинения обязателен для суда, суд правомерно исключил из обвинения М. и П. указание на предварительный сговор и квалифицировал их действия как совершенные группой лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 января 2011 г. N 59-О10-30 (извлечение)
Текст Определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2011 г., N 11