Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 60-Г11-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании частично недействующим Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 апреля 2011 года Законодательным Собранием Камчатского края принят и Губернатором Камчатского края подписан Закон Камчатского края N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590).
Указанный Закон опубликован в печатном издании "Официальные Ведомости" 10 мая 2011 года, N 90-95.
В соответствии со статьей 1 названного Закона, данный Закон определяет статус, полномочия, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека и защите детства в Камчатском крае, а также иные вопросы его деятельности.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590 в части слов "и защите детства" в наименовании Закона и в статье 1 указанного Закона, ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству, которое предусматривает право субъекта Российской Федерации учреждать должность уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации и не наделяет субъект Российской Федерации правом самостоятельно учреждать должность уполномоченного по правам человека и защите детства.
Решением Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено, Закон Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" признан недействующим в части слов "и защите детства" в наименовании Закона и в статье 1 данного Закона.
Губернатор Камчатского края в кассационной жалобе просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381 утвержден Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, которым в том числе учреждена должность уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации (пункт 16). При этом данным Указом установлено, что предусмотренные в нем должности могут учреждаться законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 Федерального Конституционного закона от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Пунктом 5 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка.
В силу статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений данного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
Таким образом, по смыслу приведенного выше законодательства, органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право на учреждение должности уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации, при этом данное право не исключает необходимость соблюдения при учреждении такой должности соответствия наименования, наименованию должности, предусмотренной федеральным законодательством, иное означало бы неопределенность в статусе учреждаемой должности.
Разрешая настоящее дело, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку установил, что учрежденная субъектом Российской Федерации должность Уполномоченного по правам человека и защите детства в Камчатском крае в части слов "и защите детства" противоречит требованиям федерального законодательства, которое предоставляет право субъекту Российской Федерации учреждать должность уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации и не наделяет субъект Российской Федерации правом самостоятельно учреждать должность уполномоченного по правам человека и защите детства.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 60-Г11-16
Текст определения официально опубликован не был