Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 56-Г11-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам кандидатов в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Сотникова В.С. Светличного О.В. и Кравцова A.И. на решение Приморского краевого суда от 3 ноября 2011 года, которым им отказано в удовлетворении заявлений об отмене ряда решений избирательной комиссии Приморского края от 21 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против кассационных жалоб представителя краевой избирательной комиссии Шкляровой Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решениями избирательной комиссии Красноармейского муниципального района Приморского края Болотину А.Г., Королеву Е.В., Луцук В.А., Стасенко Н.Н., Федорову И.М., Черношейкину Б.Ф., Шуляку С.В., выдвинутым местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", отказано в регистрации кандидатами в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Приморского края.
Основанием к отказу в регистрации послужило то обстоятельство, что названными кандидатами не представлена в избирательную комиссию нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Решениями избирательной комиссии Приморского края от 21 октября 2011 года указанные решения избирательной комиссии отменены, произведена регистрация кандидатов, выдвинутых местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района.
Кандидаты в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Сотников B.C., Светличный О.В. и Кравцов А.И. обратились в суд с заявлениями, в которых просили отменить решения избирательной комиссии Приморского края от 21 октября 2011 года.
В обоснование требования заявители указали, что в нарушение пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в муниципальную избирательную комиссию Красноармейского муниципального района Приморского края кандидатами, выдвинутыми местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", не было представлено нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, кандидаты при выдвижении представляют в избирательные комиссии, осуществляющие регистрацию кандидатов, нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия полагала, что кандидатам Болотину А.Г., Королеву Е.В., Луцук В.А.; Стасенко Н.Н., Федорову И.М., Черношейкину Б.Ф. и Шуляку С.В. нет необходимости представлять нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, поскольку избирательным объединением, выдвинувшим их кандидатами в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, является местное отделение партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района, не обладающее статусом юридического лица и не подлежащее государственной регистрации.
По мнению заявителей, такое понимание требований пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является ошибочным. Заявители согласны с тем, что местное отделение партии "Единая Россия" не обладает статусом юридического лица и не подлежит государственной регистрации. Однако структурное подразделение политической партии не выступает самостоятельным субъектом избирательных правоотношений.
Выступая инициатором выдвижения кандидатов в депутаты Думы Красноармейского муниципального района, местное отделение в силу положений Устава партии "Единая Россия" не является самостоятельным в принятии такого решения. В соответствии с данным Уставом местное отделение является структурным подразделением партии (ст. 14 Устава), высшим руководящим органом которого является Конференция (ст. 14.5 Устава). К компетенции Конференции относится выдвижение тайным голосованием по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета кандидатов в депутаты или на иные выборные должности в органах местного самоуправления (ст. 14.6 Устава). Право выдвижения кандидатов относится и к местному политическому совету при том же условии согласования (ст. 14.7, 14.1 Устава).
Кроме того, юридическое значение подпункта "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по мнению заявителей, приобретает смысл лишь при выполнении всех его условий. Коль скоро местное отделение является структурным подразделением партии, то этот статус кроме представления кандидатом в избирательную комиссию решения о создании местного отделения должен быть подтвержден путем представления также свидетельства о государственной регистрации регионального отделения.
Решением Приморского краевого суда от 3 ноября 2011 года в удовлетворении заявлений отказано.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене решения суда, считая, что при его принятии суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на 13 ноября 2011 года назначены досрочные выборы депутатов Думы Красноармейского муниципального района.
Решением президиума Приморского регионального совета Приморского регионального отделения Всероссийская политическая партия "Единая Россия" от 19 сентября 2011 года кандидатуры Болотина А.Г., Королева Е.В., Луцук В.А., Стасенко Н.Н., Федорова И.М., Черношейкина Б.Ф., Шуляка С.В. согласованы для выдвижения кандидатами в депутаты на выборах депутатов в Думу Красноармейского муниципального района Приморского края.
22 сентября 2011 года решением XXI внеочередной Конференции местного отделения партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района названные лица выдвинуты кандидатами в депутаты Думы Красноармейского муниципального района по 1, 2 и 3 избирательным округам.
Решениями избирательной комиссии Красноармейского муниципального района Приморского края от 8 октября 2011 года отказано в регистрации Болотина А.Г., Королева Е.В., Луцук В.А, Стасенко Н.Н., Федорова И.М., Черношейкина Б.Ф., Шуляка С.В. кандидатами в депутаты Думы Красноармейского муниципального района Приморского края. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что ими в нарушение требований пункта 2 части 8 статьи 41 Избирательного кодекса Приморского края не представлена в избирательную комиссию нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.
Решениями избирательной комиссии Приморского края от 21 октября 2011 года указанные решения избирательной комиссии отменены, названные выше лица зарегистрированы кандидатами в депутаты Думы Красноармейского муниципального района.
Соглашаясь с таким решением краевой избирательной комиссии, суд обоснованно исходил из того, что под избирательным объединением, в соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Следовательно, местное отделение партии "Единая Россия" Красноармейского муниципального района на выборах в представительный орган названного муниципального образования выступает в качестве избирательного объединения.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Разрешая заявленное требование, суд, проанализировав положения указанного Федерального закона, пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия Приморского края обоснованно отменила решения избирательной комиссии Красноармейского муниципального района как незаконные.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации подлежат политическая партия и ее региональные отделения.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии законом не предусмотрена.
Как указывалось выше, кандидатуры Болотина А.Г., Королева Е.В., Луцук В.А., Стасенко Н.Н., Федорова И.М., Черношейкина Б.Ф., Шуляка С.В. выдвинуты кандидатами в депутаты местным отделением политической партии, являющимся структурным подразделением партии "Единая Россия", которое в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" государственной регистрации не подлежит. Следовательно, при наличии решения о создании местного отделения политической партии, необходимости представления в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата нотариально заверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения не имелось.
Поэтому отказ избирательной комиссии Красноармейского муниципального района в регистрации названных выше лиц кандидатами в депутаты, основанный на том обстоятельстве, что ими не представлена нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, то есть местного отделения партии, был правомерно признан краевой избирательной комиссией, а затем и судом не основанным на законе.
При этом суд правильно отметил, что согласование местным отделением партии кандидатуры кандидата на выборные должности с её региональным отделением не изменяет правовой статус местного отделения партии, как избирательного объединения, наделенного законом правом выдвигать своих членов кандидатами в депутаты.
Довод кассационной жалобы о том, что кандидаты обязаны были представить в избирательную комиссию также документ, подтверждающий статус регионального отделения партии, обладающего правом создания местного отделения партии, является необоснованным, поскольку такого требования закон не содержит.
Иные доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности решения суда и отсутствии оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Сотникова B.C., Светличного О.В. и Кравцова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 56-Г11-30
Текст определения официально опубликован не был