Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2011 г. N 74-Г11-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Е.В. Горчаковой,
при секретаре П.В. Алешиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 45/9-4 от 18 ноября 2011 года по кассационной жалобе представителя регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) Тумусова Ф.С. на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенности регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) А.В. Алексина, поддержавшего доводы кассационной жалобы и представителя по доверенности возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике (Саха Якутия) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 45/9-4 от 18 ноября 2011 года, указав, что избирательная комиссия незаконно признала агитационным материалом, опубликованным с нарушением действующего законодательства в периодическом печатном издании, публикацию в газете "Сиэрдээх (Справедливая) Россия" от 15.11.2011 года статьи "Все смешалось в якутском Доме правительства", которая носит информационный характер, агитационным материалом не является и признание данной публикации агитационной к полномочиям избирательной комиссии не относится.
Заявитель также полагал, что обжалуемое постановление нарушает пассивные избирательные права кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, выдвинутых от Политической партии Справедливая Россия, так как на основании данного постановления произошло изъятие экземпляров названной газеты в количестве 3340 единиц, при этом в газете содержались агитационные материалы кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации, оплаченные в установленном порядке из средств избирательного фонда регионального отделения Политической партии Справедливая Россия.
В судебном заседании представители заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме.
Представители Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2011 года в удовлетворении заявления регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 45/9-4 от 18 ноября 2011 года, отказано.
В кассационной жалобе представителе регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с п.п. "в", "г", "е" п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что негосударственное печатное издание "Сиэрдээх (Справедливая) Россия" от 15.11.2011 года с опубликованной в нем статьей "Все смешалось в якутском Доме правительства" распространялось в период предвыборной кампании кандидатов на должность депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2011 года N 45/9-4 эта статья была признана предвыборной агитацией, было постановлено считать газету нарушившей часть 11 статьи 55 Федерального закона от 18.05.2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также направить данное постановление в Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Министерство внутренних дел по Республики Саха (Якутия) и Управление Роскомнадзора по Республики Саха (Якутия) для пресечения нарушения закона.
Кроме того, при размещении в периодическом печатном издании указанной статьи, сведения об источнике оплаты публикации не приведены, соответствующая информация при рассмотрении дела судом 1 инстанции представлена не была.
Доводы представителей заявителя о том, что названная публикация не подлежала оплате за счет средств соответствующего избирательного фонда, так как агитационным материалом не является, судом признана несостоятельной.
В силу части 16 статьи 59 Федерального закона от 18.05.2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какой политической партии или из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения была оплачена публикация.
Поскольку суд установил, что признаки агитационного материала названная публикация содержит, он правильно пришел к выводу о том, что статья "Все смешалось в якутском Доме правительства" могла быть опубликована в периодическом печатном издании в период предвыборной кампании, но лишь при условии соблюдения требований законодательства о выборах, в частности вышеприведенных положений части 11 статьи 55, части 16 статьи 59 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ.
При таком положении Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) при вынесении обжалуемого постановления обоснованно пришла к выводу о нарушении со стороны периодического печатного издания требований действующего законодательства, и правомерно обратилась в правоохранительные органы, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Проанализировав действующее законодательство, суд обоснованно сделал вывод о том, что осуществление избирательной комиссией полномочий по принятию мер, направленных на устранение нарушений порядка предвыборной агитации, дает возможность самостоятельного установления соответствующих нарушений законодательства со стороны участников избирательного процесса, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Суд не согласился с доводами представителей заявителя о том, что избирательной комиссией был сделан вывод о наличии в опубликованной в печатном периодическом издании статье "Все смешалось в якутском Доме правительства" признаков, отвечающих агитационному материалу, т.к. они опровергаются представленным суду протоколом рабочей группы ЦИК Республики Саха (Якутия) от 18.11.2011 года, из которого следует, что комиссией исследовалось содержание статьи, были выявлены признаки, указывающие на распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями, в частности сведения о Политической партии Справедливая Россия и Всероссийской политической партии "Единая Россия".
С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) принято в пределах полномочий, установленных п.п. 7, 8 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является законным и обоснованным, что по правилам части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ исключает возможность удовлетворения заявленных региональным отделением политической партии требований.
При рассмотрении дела судом не установлено нарушение оспариваемым постановлением каких-либо избирательных прав непосредственно регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия), а ссылка заявителя на изъятие экземпляров печатного периодического издания сама по себе не указывает на незаконность принятого избирательной комиссией решения, не означает, что такое изъятие осуществлено на основании обжалуемого постановления избирательной комиссии, в постановлении такого предписания не содержится.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов, изложенных в решении суда, по существу сводятся к доводам, которые были предметом рассмотрения суда 1 инстанции и им дана соответствующая оценка.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Республике Саха (Якутия) Тумусова Ф.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2011 г. N 74-Г11-29
Текст определения официально опубликован не был