Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 78-Г11-56
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.B.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Курятникова В.П., Буйневич Н.С., Галиной Р.И. и Балковой Е.М. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении их заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Буйневич Н.С. и Галиной Р.И. - Смирновой Т.Ф., представителя Курятникова В.П. - Курятникова В.В., представителя Балковой Е.М. - Балкового Н.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против кассационных жалоб представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжовой Н.А., представителя губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга Платова В.А., представителя губернатора Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга Ксензова А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 30 июня 2005 года принят и губернатором Санкт-Петербурга 19 июля 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Закон официально опубликован в издании "Санкт-Петербургские ведомости", N 137 от 28 июля 2005 года и в Вестнике администрации Санкт-Петербурга N 8, 2005.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:
граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 Закона Санкт-Петербурга;
многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Заявители: ветеран, участник Великой Отечественной войны, инвалид первой группы Курятников В.П., 1926 года рождения; ветеран Великой Отечественной войны, инвалид первой группы Галина Р.И., 1930 года рождения; вдова ветерана участника Великой Отечественной войны Буйневича Н.А. Буйневич Н.С., 1931 года рождения, инвалид первой группы, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлениями о признании недействующими положений приведённой выше нормы Закона Санкт-Петербурга, устанавливающих в отношении ветеранов Великой Отечественной войны десятилетний ценз оседлости.
Ссылались на недопустимость введения для них временных ограничений, нарушающих их права и свободы, препятствующих получению льгот, которые прямо предусмотрены Федеральным законом "О ветеранах".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 23 мая 2011 года заявления Курятникова В.П., Буйневич Н.С., Галиной Р.И. были удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года указанное решение отменено, и дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела с аналогичными требованиями в Санкт-Петербургский городской суд обратилась Балковая Е.М., являющаяся ветераном Великой Отечественной войны, вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны Балкового И.К.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2011 года гражданские дела по заявлениям Курятникова В.П., Буйневич Н.С., Галиной Р.И. и Балковой Е.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационных жалобах заявителей ставится вопрос об отмене судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Пунктами 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочих определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Исходя из анализа приведенных положений федерального закона, суд сделал правильный вывод о наличии у законодателя Санкт-Петербурга полномочий для принятия закона о порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Доводы заявителей о том, что введение законом субъекта ценза оседлости в качестве одного из условий постановки на учёт нуждающихся в жилье нарушает права ветеранов, проверялись судом и правомерно признаны им несостоятельными.
Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах.
Частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В свою очередь частями 3 и 7 этой же статьи определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в Указе от 7 мая 2008 года N 714 посчитал необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по обеспечению жильем, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, реализовав предоставленное федеральным законодателем право определять порядок ведения учёта нуждающихся в жилых помещениях ветеранов войны, предоставления им жилых помещений, законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел помимо прочих и такое условие для принятия их на учёт, как проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О.
Ссылка заявителей на то, что подобное ограничение не могло быть установлено в отношении ветеранов войны, обеспечиваемых жильём за счёт средств федерального бюджета, является необоснованной, поскольку данное обстоятельство правового значения для правильного разрешения настоящего спора не имеет.
Как следует из положений Федерального закона "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по обеспечению данной категории граждан жильём в порядке и на условиях, определяемых субъектами Российской Федерации.
Прочие доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, применяемых к спорным отношениям, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Курятникова В.П., Буйневич Н.С., Галиной Р.И. и Балковой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 78-Г11-56
Текст определения официально опубликован не был