Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года;
план мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и утверждении региональных программ развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
22 декабря 2011 г. N 2322-р
Концепция
развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р)
I. Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, а также с учетом российского и международного опыта в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
II. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации
В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угрозы природных катастроф и изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является предоставление востребованных обществом услуг в области:
поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;
воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;
реализации эколого-просветительских программ;
проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
В настоящее время в Российской Федерации создано около 12 тыс. особо охраняемых природных территорий различных уровней и категорий.
Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника (далее - заповедники), 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,7 процента общей площади территории Российской Федерации.
Функционирование всех заповедников и национальных парков (а также ряда федеральных заказников) обеспечивают соответствующие федеральные государственные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетние опыт и традиции природоохранной, научной и просветительской работы. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны.
Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий в политических и социально-экономических условиях современной России.
III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции
Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
продолжение формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;
обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;
вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма;
обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;
интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития регионов;
повышение роли особо охраняемых природных территорий в формировании позитивного международного имиджа России.
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
приоритетность сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами особо охраняемых природных территорий;
научная обоснованность принятия управленческих решений;
учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений;
системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере.
IV. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий
1. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий
В России в 1992 - 2011 годах было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 10 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. В результате этой работы общая площадь заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 процентов.
В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий до 2020 года предусматривается:
создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;
провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка;
рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий;
обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков.
2. Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:
внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменения в части:
порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников;
совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;
регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей;
развития познавательного туризма, в том числе в заповедниках;
создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;
особенности организации и функционирования природных парков;
порядка изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий;
создания и внедрения экономических механизмов функционирования заповедников и национальных парков;
уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;
уточнения перечня категорий особо охраняемых природных территорий;
совершенствования вопросов государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе установления возможности преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;
приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами;
внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения в части:
уточнения особенности осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
уточнения правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;
внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения в части:
усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;
расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий;
определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки;
внести в законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе изменение, устанавливающее обязательность проведения государственной экологической экспертизы в случае предполагаемого изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий;
разработать проект законодательного акта, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и арбитражными судами законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
3. Совершенствование государственного управления
Реализация настоящей Концепции требует эффективного государственного управления в рассматриваемой сфере.
В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо:
создать на базе федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, эколого-туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий;
сформировать при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации экспертный совет для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных особо охраняемых природных территорий, обеспечить его постоянную работу;
сосредоточить в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации все государственные природные заповедники;
реорганизовать систему федеральных заказников, в том числе путем преобразования части федеральных заказников в региональные;
внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого заповедника и национального парка;
внедрить систему аудита, проводимого по специально разработанной методике, с привлечением экспертов из природоохранных и научных государственных и общественных организаций для каждого заповедника и национального парка.
4. Экономическое и финансовое обеспечение системы особо охраняемых природных территорий
Для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы особо охраняемых природных территорий необходимо:
пересмотреть в сторону увеличения базовые показатели бюджетного финансирования особо охраняемых природных территорий;
уделять особое внимание вопросам выделения заповедникам, национальным паркам и федеральным заказникам бюджетных инвестиций на создание и приобретение основных фондов;
разработать и внедрить объективные критерии расчета реальных финансовых потребностей заповедников, национальных парков и федеральных заказников с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей;
развивать, обобщать и внедрять позитивный опыт получения заповедниками и национальными парками собственных средств, в том числе за счет оказания платных услуг;
совершенствовать систему арендных отношений в национальных парках в целях повышения их привлекательности для потенциальных инвесторов;
разработать и реализовать комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях;
расширять участие заповедников и национальных парков в реализации некоммерческих природоохранных проектов, финансируемых международными и иностранными организациями;
развивать практику оказания безвозмездной финансовой помощи заповедникам и национальным паркам со стороны коммерческих организаций, в том числе путем создания целевых благотворительных фондов;
осуществить комплекс мер по формированию режима экономии финансовых ресурсов в заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках.
5. Кадровая политика
Эффективность управления системой особо охраняемых природных территорий в значительной мере обусловлена наличием квалифицированных кадров.
В сфере обеспечения эффективной кадровой политики необходимо:
разработать и внедрить отраслевую систему оплаты труда и материального стимулирования работников заповедников и национальных парков;
совершенствовать систему подбора кадров на конкурсной основе;
расширять практику выдвижения на руководящие должности лиц, уже имеющих опыт работы в системе особо охраняемых природных территорий;
практиковать периодическую ротацию руководителей заповедников и национальных парков путем их перевода на аналогичную должность в другой заповедник (национальный парк);
систематически проводить обучающие семинары для начинающих руководителей заповедников и национальных парков;
систематически и централизованно проводить курсы повышения квалификации по специально разработанным программам для работников заповедников и национальных парков;
развивать систему обмена опытом среди работников заповедников и национальных парков, а также изучать позитивный мировой опыт в этой области, в том числе путем проведения стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов заповедников и национальных парков в иностранные национальные парки и иные природные резерваты, а также в российские заповедники и национальные парки, эффективно работающие в природоохранной, научной и эколого-просветительской сфере;
создать серию учебно-методических фильмов для работников заповедников и национальных парков;
развивать практику морального стимулирования работников, в том числе их представление к государственным наградам;
разработать систему аттестации работников, включая критерии и показатели эффективной работы для основных категорий руководителей и специалистов;
шире привлекать студентов профильных вузов для прохождения на особо охраняемых природных территориях курсовой и дипломной практики, имея в виду перспективы их дальнейшей работы в этой сфере.
6. Организация охраны и защиты природных комплексов и объектов
Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов является основополагающей задачей, стоящей перед заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками.
Для решения этой задачи необходимо:
усилить борьбу с нарушением законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием земельных и водных участков;
пересмотреть систему оплаты труда государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков в целях ее совершенствования и усиления кадрового потенциала;
обеспечить широкое внедрение современных эффективных форм и методов оперативной работы инспекторского состава;
уделять приоритетное внимание организации и деятельности оперативных групп, состоящих из государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;
совершенствовать методическое обеспечение организации охраны природных комплексов и объектов, а также практики привлечения виновных лиц к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;
обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации оснащение служб охраны заповедников, национальных парков и федеральных заказников специальными средствами и табельным оружием;
уделять приоритетное внимание вопросам материально-технического оснащения служб охраны особо охраняемых природных территорий;
осуществить комплекс мероприятий по охране лесов и других природных комплексов от пожаров;
разработать стратегию охраны от пожаров лесов на особо охраняемых природных территориях, учитывающую экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в этой сфере.
7. Регулирование использования природных ресурсов
В сфере регулирования использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях необходимо:
разработать и внедрить в практику рекомендации по проведению рубок ухода и санитарных рубок в лесах, учитывающие приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия на этих территориях;
совершенствовать методическое обеспечение проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях;
ужесточить существующий порядок предоставления национальными парками земельных участков в аренду, предусмотрев, в частности, возможность заключения договоров аренды только в соответствии со среднесрочными планами развития национальных парков и с учетом приоритетов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
осуществить комплекс мер, направленных на оптимизацию ведения охотничьего хозяйства и любительского рыболовства;
разрабатывать и реализовывать программы и проекты, предусматривающие проведение комплекса биотехнических мероприятий, обеспечивающих сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, поддержание в естественном состоянии уникальных экосистем, восстановление нарушенных природных комплексов, демонстрацию посетителям диких животных в природных условиях.
8. Организация научных исследований
Основой для организации научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях является система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики каждой территории, а также потенциальных потребностей соответствующих органов исполнительной власти в получении научной информации.
Направления работы штатного научного и научно-технического персонала заповедников и национальных парков должны быть ориентированы на осуществление мониторинга состояния природных комплексов и объектов, а также на научное обеспечение деятельности по их сохранению.
Для дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности в заповедниках и национальных парках необходимо:
рассматривать в качестве приоритетов работы осуществление комплексного экологического мониторинга природных экосистем, составление аннотированных списков видов флоры и фауны, наблюдение за состоянием популяций и изучение экологии редких видов растений и животных, а также иных видов, имеющих хозяйственную значимость, разработку мер по сохранению и восстановлению природных и историко-культурных комплексов и объектов, научное обеспечение организации экологического просвещения, познавательного туризма и рекреационного обслуживания посетителей;
разработать и внедрить единую систему сбора, хранения, обработки и использования научной информации, поступающей из заповедников и национальных парков;
развивать практику создания геоинформационных систем и связанных с ними баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для использования при принятии решений в сфере управления особо охраняемыми природными территориями;
уделять особое внимание поддержке и стимулированию деятельности молодых ученых, работающих в заповедниках и национальных парках.
9. Экологическое просвещение и работа с населением
Эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения Российской Федерации и формировать у широких слоев российского общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, роли особо охраняемых природных территорий в решении этих проблем, а также их места в социально-экономическом развитии регионов, что должно обеспечить действенную общественную поддержку особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.
Для системной организации эколого-просветительской деятельности необходимо:
сформировать современную научно-обоснованную методическую базу эколого-просветительской работы, используя отечественный и зарубежный опыт;
организовать целенаправленную работу с основными группами населения в каждом регионе;
разработать просветительские программы, ориентированные на различные социальные группы, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
совершенствовать систему планирования эколого-просветительской работы;
уделять особое внимание работе с электронными средствами массовой информации;
содействовать созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях и демонстрации их по телевизионным каналам;
обеспечить наличие и оперативное обновление сайтов в сети Интернет каждого заповедника и национального парка;
создать в сети Интернет федеральный сайт, содержащий информацию о системе особо охраняемых природных территорий;
систематически проводить для учащейся молодежи конкурсы по реализации совместных научных и природоохранных проектов, а также для журналистов - конкурсы на лучшие публикации, передачи и фильмы об особо охраняемых природных территориях;
расширить выпуск информационно-рекламных изданий, включая выпуск заповедниками и национальными парками буклетов и иной полиграфической продукции для распространения среди населения;
активизировать работу со школьниками, связанную с эколого-просветительской деятельностью, и осуществлять ее во взаимодействии с органами системы образования;
развивать практику проведения детских экологических лагерей и экспедиций;
стремиться к формированию групп поддержки каждой особо охраняемой природной территории среди местного населения, всемерно содействовать активизации практической деятельности таких групп;
расширять сотрудничество заповедников и национальных парков с общественными организациями.
10. Развитие познавательного туризма
Познавательный туризм является одним из специализированных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Эта сфера является высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях. При этом в заповедниках эта деятельность должна ограничиваться и осуществляться с учетом их размеров, ландшафтной и природоохранной специфики на конкретных участках, определенных индивидуальными положениями о заповедниках.
Для обеспечения развития познавательного туризма необходимо:
совершенствовать систему планирования, контроля и мониторинга деятельности в сфере познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях;
разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде;
обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей;
провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы;
разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях;
создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов;
разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом;
разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта;
содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
содействовать налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
11. Сохранение культурного наследия
Для повышения эффективности деятельности по сохранению объектов культурного наследия на особо охраняемых природных территориях необходимо:
обеспечить выявление, обследование и оценку состояния памятников истории и культуры;
осуществлять постоянное наблюдение за состоянием памятников истории и культуры, а также культурно-ландшафтных комплексов;
разработать рекомендации по сохранению структуры культурных ландшафтов, восстановлению и использованию памятников истории и культуры;
проводить работы по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии приоритетных культурно-ландшафтных комплексов;
осуществить регламентацию режима особо охраняемых природных территорий с учетом интересов сохранения объектов культурного наследия;
содействовать восстановлению и развитию традиционных промыслов и ремесел;
расширять практику включения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на территориях национальных парков в соответствующие федеральные и региональные целевые программы.
12. Международное сотрудничество
В целях дальнейшего развития международного сотрудничества в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий необходимо:
обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из соответствующих международных конвенций и соглашений;
использовать потенциал особо охраняемых природных территорий в реализации двустороннего научного и природоохранного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
способствовать развитию прямых партнерских связей заповедников и национальных парков Российской Федерации с иностранными природными резерватами, включая обмен опытом и информацией, реализацию совместных проектов;
расширить участие заповедников и национальных парков в осуществлении природоохранных проектов, реализуемых в Российской Федерации международными организациями;
развивать сотрудничество с приграничными государствами, направленное на сохранение ландшафтного и биологического разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе Российской Федерации.
V. Финансирование реализации Концепции
Источниками финансирования настоящей Концепции являются средства федерального бюджета, а также иные средства, привлекаемые для ее реализации, в том числе иностранные гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые соответствующими федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе заповедниками и национальными парками) от приносящей доход уставной деятельности.
Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции в 2011 - 2013 годах будет осуществляться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", в 2014 - 2020 годах - в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период.
Предусматривается финансирование следующих мероприятий:
развитие географической сети особо охраняемых природных территорий;
сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;
экологическое просвещение населения и развитие познавательного туризма;
развитие международного сотрудничества в сфере развития системы особо охраняемых природных территорий;
развитие нормативной правовой базы, проведение научных исследований, подготовка кадров и выполнение других обеспечивающих мероприятий в указанной сфере.
Состав и объем работ, а также объем их финансирования за счет средств федерального бюджета определяются при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Концепции, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Финансовое обеспечение выполнения мероприятий настоящей Концепции за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
План мероприятий
по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р)
|
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
|
I. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий федерального значения
| |||
1. |
Создание государственных природных заповедников: |
|
Минприроды России |
|
Ингерманландский (Ленинградская область) |
2012 год |
|
|
Шайтан-Тау (Оренбургская область) |
2012 год |
|
|
Васюганский (Томская область, Новосибирская область) |
2013 год |
|
|
Барабинский (Новосибирская область) |
2014 год |
|
|
Белоозерский (Тюменская область) |
2015 год |
|
|
Джидинский (Республика Бурятия) |
2016 год |
|
|
Саратовский степной (Саратовская область) |
2017 год |
|
|
Среднекурильский (Сахалинская область) |
2018 год |
|
|
Степной (Омская область) |
2019 год |
|
|
Большое Токко (Республика Саха (Якутия)) |
2020 год |
|
|
Медвежьи острова (Республика Саха (Якутия)) |
2020 год |
|
2. |
Создание национальных парков: |
|
Минприроды России, органы исполнительной |
|
Берингия (Чукотский автономный округ) |
2011 год |
власти соответствующих субъектов |
|
Земля леопарда (Приморский край) |
2012 год |
Российской Федерации |
|
Ладожские шхеры (Республика Карелия) |
2012 год |
|
|
Онежское Поморье (Архангельская область) |
2012 год |
|
|
Чикой (Забайкальский край) |
2012 год |
|
|
Шантарские острова (Хабаровский край) |
2012 год |
|
|
Сенгилеевские горы (Ульяновская область) |
2013 год |
|
|
Атарская Лука (Кировская область) |
2014 год |
|
|
Придеснянский (Брянская область) |
2014 год |
|
|
Зигальга (Челябинская область) |
2014 год |
|
|
Курганский (Курганская область) |
2015 год |
|
|
Ленские столбы (Республика Саха (Якутия)) |
2015 год |
|
|
Хибины (Мурманская область) |
2015 год |
|
|
Кодар (Забайкальский край) |
2016 год |
|
|
Токинско-Становой (Амурская область) |
2016 год |
|
|
Койгородский (Республика Коми) |
2016 год |
|
|
Горная Колывань (Алтайский край) |
2017 год |
|
|
Тогул (Алтайский край) |
2017 год |
|
|
Самурский (Республика Дагестан) |
2018 год |
|
|
Центрально-Чукотский (Чукотский автономный округ) |
2019 год |
|
3. |
Расширение территорий государственных природных заповедников: |
|
Минприроды России |
|
Сихотэ-Алинский (Приморский край) |
2012 год |
|
|
Северо-Осетинский (Республика Северная Осетия - Алания) |
2012 год |
|
|
Астраханский (Астраханская область) |
2012 год |
|
|
Тебердинский (Карачаево-Черкесская Республика) |
2012 год |
|
|
Дагестанский (Республика Дагестан) |
2012 год |
|
|
Хоперский (Воронежская область) |
2012 год |
|
|
Кавказский (Краснодарский край, Республика Адыгея) |
2012 год |
|
|
Даурский (Забайкальский край) |
2013 год |
|
|
Бастак (Еврейская автономная область) |
2013 год |
|
|
Баргузинский (Республика Бурятия) |
2015 год |
|
|
Сохондинский (Забайкальский край) |
2016 год |
|
4. |
Расширение территории национального парка "Паанаярви" (Мурманская область) |
2013 год |
Минприроды России, правительство Мурманской области |
5. |
Создание государственных природных заказников федерального значения: |
|
Минприроды России, органы исполнительной |
|
Долина дзерена (Забайкальский край) |
2011 год |
власти соответствующих |
|
Позарым (Республика Хакасия) |
2011 год |
субъектов Российской |
|
Бикин (Приморский край) |
2012 год |
Федерации |
II. Совершенствование законодательства Российской Федерации
| |||
6. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части уточнения особенностей режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий |
2011 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
7. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий |
2011 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
8. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в части установления обязательной государственной экологической экспертизы в случаях изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий |
2011 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
9. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части регулирования лесных отношений на особо охраняемых природных территориях |
2011 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
10. |
Разработка проекта федерального закона, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков |
2014 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
III. Совершенствование государственного управления в сфере особо охраняемых природных территорий
| |||
11. |
Создание на базе федеральных государственных учреждений Минприроды России центра координации и организации научно-исследовательской, эколого-просветительской, рекреационной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий |
2011 год |
Минприроды России |
12. |
Формирование при Минприроды России экспертного совета по особо охраняемым природным территориям |
2012 год |
Минприроды России |
13. |
Обеспечение преобразования части государственных природных заказников федерального значения в государственные природные заказники регионального значения |
2012 год |
Минприроды России, органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации |
Разработка среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого государственного природного заповедника и национального парка |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России |
|
IV. Экономическое и финансовое обеспечение
| |||
15. |
Разработка проекта государственной программы Российской Федерации об охране окружающей среды, включающей вопросы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий |
2011 год |
Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
16. |
Подготовка методических рекомендаций по вопросам оказания платных услуг посетителям особо охраняемых природных территорий |
2012 год |
Минприроды России |
17. |
Разработка норм оснащения государственных природных заповедников и национальных парков транспортными средствами и противопожарным оборудованием |
2012 год |
Минприроды России |
V. Кадровая политика
| |||
18. |
Издание ведомственного правового акта, регулирующего вопросы оплаты труда работников государственных природных заповедников и национальных парков |
2011 год |
Минприроды России |
19. |
Разработка ведомственного правового акта, предусматривающего стимулирование директоров государственных природных заповедников и национальных парков |
2012 год |
Минприроды России |
20. |
Проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов государственных природных заповедников и национальных парков |
2011 - 2020 годы |
Минприроды России |
21. |
Создание серии учебно-методических фильмов о государственных природных заповедниках и национальных парках |
2012 - 2014 годы |
Минприроды России |
22. |
Организация и проведение стажировок и обучающих поездок руководителей и специалистов государственных природных заповедников и национальных парков в национальные парки иностранных государств, национальные парки Российской Федерации и иные природные резерваты, эффективно работающие в природоохранной, научной, просветительской и рекреационной сферах |
2012 - 2020 годы |
Минприроды России |
VI. Организация охраны природных комплексов и объектов
| |||
23. |
Разработка проекта стратегии охраны лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения, от пожаров |
2012 год |
Минприроды России, Рослесхоз, МЧС России |
24. |
Проведение противопожарного обустройства территорий государственных природных заповедников и национальных парков |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России |
25. |
Создание пожарно-химических станций на территориях государственных природных заповедников и национальных парков |
2011 - 2014 годы |
Минприроды России |
26. |
Оснащение государственных природных заповедников и национальных парков необходимой противопожарной техникой, оборудованием и инвентарем |
2011 - 2014 годы |
Минприроды России |
27. |
Проведение работ по землеустройству и межеванию границ особо охраняемых природных территорий федерального значения |
2011 - 2020 годы |
Росреестр |
28. |
Выделение в натуре и обозначение аншлагами границ особо охраняемых природных территорий, их функциональных и охранных зон |
2011 - 2013 годы |
Минприроды России |
29. |
Завершение работы по созданию в каждом государственном природном заповеднике и национальном парке постоянных оперативных групп, состоящих из государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков |
2012 год |
Минприроды России |
VII. Регулирование использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
| |||
30. |
Разработка методических рекомендаций по проведению рубок ухода и санитарных рубок в лесах государственных природных заповедников и национальных парков |
2012 год |
Минприроды России |
31. |
Разработка методических рекомендаций по организации и проведению биотехнических мероприятий на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2012 год
|
Минприроды России |
32. |
Разработка инструкции по проведению лесоустройства в лесах на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России, Рослесхоз |
33. |
Разработка правового акта, регулирующего вопросы организации и осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России, Росрыболовство |
34. |
Разработка программы реконструкции (восстановления) естественных природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения на участках, подвергшихся антропогенному изменению |
2014 - 2016 годы |
Минприроды России |
VIII. Проведение научных исследований и экологического мониторинга
| |||
35. |
Разработка долгосрочной программы проведения научных исследований в государственных природных заповедниках и национальных парках |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России |
36. |
Разработка единой программы экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях |
2012 - 2014 годы |
Минприроды России |
37. |
Размещение в сети Интернет информации о результатах научных исследований и экологического мониторинга в государственных природных заповедниках и национальных парках |
2014 - 2020 годы |
Минприроды России |
38. |
Проведение ежегодных тематических совещаний по результатам научных исследований в сфере экологии редких видов крупных млекопитающих (тигр, леопард, снежный барс, белый медведь, зубр) |
2012 - 2020 годы |
Минприроды России |
39. |
Оснащение компьютерных рабочих мест в государственных природных заповедниках и национальных парках программным обеспечением, необходимым для анализа и обработки данных научных исследований |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России |
IX. Экологическое просвещение и работа с населением
| |||
40. |
Создание в сети Интернет официальных сайтов для каждого государственного природного заповедника и национального парка с использованием стандартизированной системы управления сайтом |
2011 - 2013 годы |
Минприроды России |
41. |
Создание в сети Интернет единого сайта с информацией о системе особо охраняемых природных территорий с использованием стандартизированной системы управления сайтом и существующих интернет-ресурсов Минприроды России |
2012 год |
Минприроды России |
42. |
Создание в сети Интернет видеоканала "Заповедная Россия" |
2012 - 2015 годы |
Минприроды России |
X. Развитие познавательного туризма
| |||
43. |
Разработка пакета экскурсионных программ для каждого государственного природного заповедника и национального парка |
2012 - 2015 годы |
Минприроды России |
44. |
Подготовка предложений по формированию новых туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России, Минспорттуризм России |
45. |
Создание новых музеев природного наследия в государственных природных заповедниках и национальных парках |
2012 - 2020 годы |
Минприроды России |
46. |
Создание информационных центров для посетителей в государственных природных заповедниках и национальных парках |
2012 - 2020 годы |
Минприроды России |
47. |
Обустройство экскурсионных экологических троп в государственных природных заповедниках и национальных парках |
2012 - 2020 годы |
Минприроды России |
48. |
Разработка программы развития круизного морского туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения Крайнего Севера и Дальнего Востока Российской Федерации |
2012 - 2014 годы |
Минприроды России |
49. |
Создание общероссийской справочно-информационной системы по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2013 - 2014 годы |
Минприроды России |
XI. Сохранение объектов культурного наследия
| |||
50. |
Подготовка и заключение соглашения между Минприроды России и Минкультуры России о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам охраны, реставрации и использования объектов культурного наследия на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
2012 год |
Минприроды России, Минкультуры России |
51. |
Разработка методических рекомендаций по вопросам сохранения культурных ландшафтов, реставрации, восстановления и использования памятников истории и культуры на территориях национальных парков |
2012 - 2013 годы |
Минприроды России, Минкультуры России |
52. |
Проведение инвентаризации, обследования, картирования, паспортизации и оценки состояния памятников истории и культуры на территориях национальных парков |
2012 - 2014 годы |
Минприроды России, Минкультуры России |
XII. Развитие международного сотрудничества
| |||
53. |
Подготовка и согласование проектов межгосударственных соглашений: |
|
Минприроды России, МИД России |
|
соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника (Краснодарский край) и Рицинского реликтового национального парка (Республика Абхазия) |
2011 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Монголией о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе государственного природного биосферного заповедника "Сохондинский" (Забайкальский край) и национального парка "Онон-Бальджинский" (Монголия) |
2012 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Монголией о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе национального парка "Тункинский" (Республика Бурятия) и национального парка "Хубсугульский" (Монголия) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и США о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе национального парка "Берингия" (Чукотский автономный округ) и соответствующих национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий Аляски (США) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Украиной о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе государственного природного биосферного заповедника "Брянский лес" (Брянская область) и национального парка "Деснянско-Старогутский" (Украина, Сумская область) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе Тебердинского государственного природного биосферного заповедника (Карачаево-Черкесская Республика) и Кодорского национального парка (Республика Абхазия) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Финляндией о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе национального парка "Паанаярви" (Республика Карелия) и национального парка "Оуланка" (Финляндия) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и Норвегией о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе заповедника "Пасвик" (Мурманская область), национального парка "Верхний Пасвик" и природного резервата "Пасвик" (Норвегия, губерния Финнмарк) |
2013 год |
|
|
соглашение между Российской Федерацией и США о создании трансграничной особо охраняемой природной территории в составе государственного природного биосферного заповедника "Командорский" (Камчатский край) и соответствующих национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий Аляски (США) |
2018 год |
|
54. |
Завершение работы по включению в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО государственных природных заповедников "Магаданский" и "Даурский" |
2013 -2014 годы |
Минприроды России |
55. |
Расширение сети биосферных резерватов ЮНЕСКО за счет придания этого международного статуса государственным природным заповедникам "Большой Арктический" и "Хакасский" |
2012 - 2014 годы |
Минприроды России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г.
Основу системы составляют государственные природные заповедники, национальные парки и природные заказники федерального значения.
Цель - повысить эффективность госуправления, обеспечить экологическую безопасность, охрану биологического и ландшафтного разнообразия, сохранить и рационально использовать природное и культурное наследие.
Определены основные направления развития. Так, до 2020 г. предполагается создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника. Расширить территории существующих заповедников и национального парка.
Необходимо усовершенствовать российское законодательство об особо охраняемых природных территориях.
В сфере регулирования использования природных ресурсов на особо охраняемых территориях планируется подготовить и внедрить в практику рекомендации по проведению рубок ухода и санитарных рубок в лесах. Разработать комплекс мер, направленных на оптимизацию ведения охотничьего хозяйства и любительского рыболовства, и др.
Необходимо уделять внимание экологическому просвещению и работе с населением, развитию познавательного туризма и международному сотрудничеству в области организации особо охраняемых природных территорий.
Средства на реализацию мероприятий по развитию системы особо охраняемых природных территорий выделяются из федерального бюджета. Кроме того, могут привлекаться иностранные гранты, благотворительные пожертвования и средства, получаемые заповедниками и национальными парками от приносящей доход уставной деятельности.
Распоряжение Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 2322-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 января 2012 г. N 3 ст. 452