Проведенный Минобрнауки России во 2 полугодии 2006 г. и 1 квартале 2007 г. анализ сведений о детях, находящихся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), свидетельствует о том, что региональными операторами государственного банка данных о детях (далее - региональные операторы), органами опеки и попечительства во многих случаях не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), в государственный банк данных о детях, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217, и приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482 "Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован Минюстом России 6 августа 2002 г. N 3670). Проверка анкет детей, направляемых для постановки на федеральный учет в государственный банк данных о детях, показала, что во многих анкетах частично или полностью отсутствует информация, наличие которой в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" является обязательным требованием к оформлению анкетных данных ребенка, в частности, гражданство, состояние здоровья, особенности характера ребенка; фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и (или) место нахождения его несовершеннолетних братьев и сестер, а также известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять его на воспитание в свои семьи; причины отсутствия родительского попечения с указанием реквизитов документов, устанавливающих основание для передачи ребенка на воспитание в семью; информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства и региональным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан. Указанные нарушения выявлены практически во всех субъектах Российской Федерации.
По-прежнему отмечаются случаи нарушения органами опеки и попечительства сроков первичной регистрации сведений о детях, случаи несвоевременной передачи ими, а также региональными операторами сведений о детях для постановки соответственно на региональный и федеральный учет в государственный банк данных о детях (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Карелия, Чувашская Республика, Иркутская, Липецкая, Свердловская, Тульская, Читинская области, Агинский Бурятский автономный округ).
Органами опеки и попечительства и региональными операторами не обеспечивается регулярное внесение изменений в анкету ребенка, либо указанные изменения вносятся несвоевременно и не в полном объеме.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" обязательным требованием к оформлению анкеты ребенка является наличие в ней его фотографии, соответствующей возрасту на момент представления данных.
Пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217, установлена обязанность регионального оператора направлять в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, фотографии детей: в возрасте до трех лет - один раз в год; в возрасте от трех до восемнадцати лет - один раз в 3 года.
В нарушение указанного порядка в настоящее время в государственном банке данных о детях находится значительное количество анкет детей, в которых отсутствуют фотографии, а также анкет, в которых фотографии длительное время не обновлялись. Кроме того, в ряде случаев в анкетах детей содержатся фотографии плохого качества, не позволяющие получить адекватное впечатление о внешности ребенка. Указанные обстоятельства негативно сказываются на перспективах устройства детей в семьи российских граждан.
В нарушение статьи 9 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" и пункта 9 Порядка, утвержденного приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482, на федеральном учете в государственном банке данных о детях продолжают находиться анкеты детей, учет сведений о которых должен быть прекращен (в связи с устройством детей в семью, достижением ими совершеннолетия и в других установленных законодательством случаях). Подобные факты отмечены в Краснодарском крае, Кемеровской, Кировской, Тульской, Читинской областях, Еврейской автономной области.
В свою очередь, имеют место факты снятия детей с учета в государственном банке данных о детях по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Так, в Кемеровской области выявлен случай прекращения учета в государственном банке данных о детях сведений о ребенке, имеющем тяжелое заболевание, в связи с практическим отсутствием перспектив его устройства в семью. Подобные действия противоречат законодательству Российской Федерации и международным нормам и нарушают права и законные интересы детей.
Выявлены случаи, когда сведения о детях, впервые поставленные на региональный учет, вносятся в уже зарегистрированные анкеты детей, сведения о которых сняты с учета в государственном банке данных о детях, что является грубейшим нарушением установленного порядка. Такие случаи отмечены в Агинском Бурятском автономном округе, Еврейской автономной области, Липецкой области.
Региональными операторами не всегда осуществляется необходимый контроль за соблюдением органами опеки и попечительства, учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка представления сведений о детях для формирования регионального банка данных о детях. Не обеспечивается проведение регулярных проверок соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, количеству детей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во многих субъектах Российской Федерации недостаточная численность специалистов соответствующих подразделений органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции регионального оператора, не позволяет своевременно и качественно осуществлять работу по формированию и ведению государственного банка данных о детях, выявлению и устройству детей в семьи российских граждан.
На наличие большинства аналогичных нарушений в работе региональных операторов и органов опеки и попечительства указывалось в приказе Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. N 98 "О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Однако работа по устранению указанных недостатков региональными операторами, органами опеки и попечительства надлежащим образом не организована.
Обращаю внимание на то, что статьей 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.
Для повышения эффективности работы по выявлению, учету и устройству детей на воспитание в семьи предлагаю принять безотлагательные меры по устранению выявленных нарушений в деятельности по формированию и ведению государственного банка данных о детях и исключению подобных нарушений в дальнейшем.
Информацию о принятых мерах, а также о мерах по реализации приказа Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. N 98 прошу представить в Минобрнауки России в срок до 1 июня 2007 г.
Заместитель Министра |
В.Н. Фридлянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2007 г. N ВФ-510/06 "О выполнении требований по формированию и ведению Государственного Банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
Текст письма официально опубликован не был