Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Никитина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Никитин оспаривает конституционность следующих норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей":
пункта "б" части первой статьи 55, согласно которому перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, на которых распространяется действие данного закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения;
части второй статьи 58, устанавливающей, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 39 (часть 2), 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предполагают перерасчета пенсии за прошлое время в том случае, если в неправильном определении ее размера усматривается вина не органа, назначающего или выплачивающего пенсию, а иного лица.
Как следует из материалов дела, вследствие ненадлежащего оформления приказа о переводе заявителя, проходившего военную службу на летной должности, на низшую нелетную должность А.А. Никитин, с 30 июня 1997 года являющийся пенсионером, в течение длительного периода получал пенсию за выслугу лет, исчисленную с учетом оклада по указанной низшей должности. В сентябре 2010 года в приказ о переводе А.А. Никитина на нелетную должность были внесены необходимые изменения, позволяющие выплачивать ему пенсию в размере, определенном с учетом оклада по предыдущей должности. В связи с этим с 1 октября 2010 года военным комиссариатом был произведен перерасчет пенсии, назначенной А.А. Никитину, который считает, что перерасчет с указанной даты нарушает его право на получение пенсии в размере, исчисленном с учетом оклада по высшей воинской должности, с момента ее назначения.
Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Никитиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель установил в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I основания и условия назначения пенсий лицам, проходившим военную службу по контракту, урегулировав оспариваемыми нормами сроки перерасчета размеров пенсий, назначенных на основании данного Закона, и правила выплаты пенсий, не полученных гражданами своевременно. Таким образом, положения пункта "б" части первой статьи 55 и части второй статьи 58 указанного Закона призваны гарантировать надлежащую реализацию пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте, поскольку исчисление А.А. Никитину пенсии за выслугу лет было произведено органом, назначающим и выплачивающим пенсию, в соответствии с законом на основании предоставленных ему документов, правила оформления которых законодательством о пенсионном обеспечении не устанавливаются.
Разрешение же вопроса о правовых последствиях внесения изменений в приказ о переводе заявителя на низшую нелетную воинскую должность, как связанного с необходимостью оценки фактических обстоятельств дела, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никитина Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 1674-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никитина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом "б" части первой статьи 55 и частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)