Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2011 г. N 5
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации составе:
председательствующего - Степалина В.П.
судей - Каменева Н.Д. и Шамова А.В.
при секретаре Кочкине Я.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе адвоката Завьялова С.А. на определение Московского городского суда от 19 октября 2011 года, которым
Бакоеву Б.Б., ..., гражданину Республики Узбекистан, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 168 ч. 3 п. "а" УК Республики Узбекистан (ст. 159 ч. 3 УК РФ),
отказано в удовлетворении жалобы на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 2 сентября 2011 года о выдаче правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Заслушав доклад судьи Степалина В.П., выступления адвоката Завьялова С.А. по доводам кассационной жалобы, прокурора Башмакова A.M., полагавшего определение суда оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Бакоев Б.Б. обвиняется правоохранительными органами Республики Узбекистан в том, что 28 ноября 2009 года в городе Гиждуван, Бухарской области, Республики Узбекистан мошенническим путём завладел денежными средствами гражданина С. на сумму ... долларов США, причинив потерпевшему ущерб в особо крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 168 ч. 3 п. "а" УК Республики Узбекистан (ст. 159 ч. 3 УК РФ).
В связи с неизвестностью места нахождения Бакоева Б.Б. по постановлению следователя следственного отдела ОВД Гиждуванского района, Бухарской области Республики Узбекистан от 13 сентября 2010 года он был объявлен розыск, а 14 сентября 2010 года по определению судьи по уголовным делам Гиждуванского района применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Бакоев Б.Б. был задержан на территории Российской Федерации.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации 2 сентября 2011 года вынес постановление об удовлетворении запроса Генеральной прокуратура Республики Узбекистан о выдаче Бакоева Б.Б. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по ст. 186 ч. 3 п. "а" УК Республики Узбекистан.
2 сентября 2011 года и.о. Кузьминского межрайонного прокурора города Москвы в целях обеспечения выдачи Бакоева Б.Б. вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. 31 октября 2011 года по постановлению Кузьминского районного суда города Москвы срок содержания Бакоева Б.Б. под стражей продлён на 6 месяцев до 2 марта 2012 года.
Обвиняемый Бакоев Б.Б. и адвокат Завьялов С.А. обжаловали указанное постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в Московский городской суд, который оставил кассационную жалобу обвиняемого без удовлетворения, признав постановление законным и обоснованным.
В кассационной жалобе и дополнении адвокат Завьялов С.А. в защиту обвиняемого Бакоева Б.Б. просит определение суда отменить, материал направить на новое судебное разбирательство. Указывает, что ошибочным является вывод суда о соответствии запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче обвиняемого Бакоева Б.Б. требованиям законодательства. Полагает, что постановление по форме и по содержанию противоречит требованиям закона, в частности, ст. 58 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ст. 599 УПК РУ, поскольку в запросе не изложены фактические обстоятельства и квалификация преступления, а имеется лишь запись о том, что подробное описание инкриминируемого деяния изложено в документах на приложенных 9 листах, но не указано, какие именно документы содержатся в этом приложении. К запросу не приложены копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого и определения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Неизвестно каким образом копии документов были представлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, они официально не направлялись, надлежащим образом не заверены, все документы заверены одним следователем С., а суд уклонился от рассмотрения ходатайства о признании указанных документов недопустимыми доказательствами, отказал в приобщении к материалу дополнения к жалобе обвиняемого. Вывод суда о том, что не нашли подтверждение доводы защиты о том, что в случае экстрадиции в Узбекистан обвиняемый будет подвергнут пыткам и жестокому обращению сделан без надлежащей оценки представленным стороной защиты документам, при этом суд признал факт нарушения прав граждан в Республике Узбекистан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене определения суда.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что не установлено каких-либо оснований, препятствующих выдаче Бакоева Б.Б. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по ст. 186 ч. 3 п. "а" УК Республики Узбекистан. Данных о том, что в случае экстрадиции он будет подвергнут пыткам или жестокому обращению в связи с предъявленным ему обвинением, нет. Обвиняемый Бакоев Б.Б. является гражданином Республики Узбекистан и не является гражданином Российской Федерации, статуса беженца не приобретал, не преследуется по политическим мотивам или религиозным убеждениям. На территории Российской Федерации проживал без регистрации на территориях Республики Татарстан, Оренбургской, Московской областей, города Москвы. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по УК РФ и УК РУ не истекли. Выводы суда мотивированы в определении.
Доводы в кассационной жалобе адвоката Завьялова С.А. о несоответствии запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче обвиняемого Бакоева Б.Б. требованиям законодательства, о том, что суд уклонился от рассмотрения ходатайства о признании приложенных к запросу документов недопустимыми доказательствами, отказал в приобщении к материалу дополнения к жалобе обвиняемого, являются несостоятельными. Из определения суда, следует, что ходатайство рассмотрено и оснований для удовлетворения ходатайства не имелось. Суд дал надлежащую оценку всем указанным в кассационной жалобе материалам, сделал обоснованный вывод о том, что доводы не нашли подтверждения. В определении суда не содержится каких-либо выводов о нарушении прав граждан в Узбекистане. Обвиняемый Бакоев Б.Б. не подавал дополнения к жалобе, по ходатайству защиты ему было предоставлено время для ознакомления с материалом, для чего 10 октября был объявлен перерыв до 19 октября 2011 года, после перерыва он никаких ходатайств не имел, а ходатайство адвоката Завьялова С.А. о приобщении дополнения к жалобе удовлетворено (т. 1, л.д. 222, 227).
Бакоев Б.Б. обвиняется в совершении преступления на территории Республики Узбекистан, на основании ст.ст. 56, 57, 67 международной Конвенции от 22 января 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", ст.ст. 462-464 УПК РФ он подлежит выдаче правоохранительным органам Республики Узбекистан.
Что касается вопроса об одновременности запроса о выдаче Бакоева Б.Б. Республике Узбекистан и Республике Кыргызстан, то он в соответствии с ч. 7 ст. 462 УПК РФ разрешается Генеральным прокурором Российской Федерации. Принято решение о выдаче Бакоева Б.Б. Республике Узбекистан.
Срок содержания Бакоева Б.Б. под стражей продлён постановлением Кузьминского районного суда города Москвы 31 октября 2011 года до 6 месяцев до 2 марта 2012 года.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
определение Московского городского суда от 19 октября 2011 года в отношении обвиняемого Бакоева Б.Б. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Степалин В.П. |
Судьи |
Каменев Н.Д. |
|
Шамов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2011 г. N 5-О11-265
Текст определения официально опубликован не был