Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 9 ноября 2011 г. N 81-18-556
В соответствии с решением отраслевой комиссии по охране труда при Департаменте здравоохранения города Москвы от 22.09.2011 г. Департамент здравоохранения на основании итогов проверок по вопросам охраны труда за 9 месяцев 2011 г. доводит до вашего сведения перечень наиболее часто встречающихся в работе учреждений здравоохранения отступлений от требований охраны труда.
При проверке организационных вопросов были отмечены следующие недостатки:
1. Имеющиеся в учреждениях положения об организации работы по охране труда не переработаны с учетом специфики конкретного учреждения: часто дублируется содержание приказа Департамента здравоохранения от 07.03.2006 г. N 114 "Об организации работы по охране труда в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы"; не разработаны положения о системе управления охраной труда в учреждении; о службе (инженере) по охране труда учреждения; об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников учреждения с учетом типовых положений, утвержденных вышеуказанным приказом, и специфики учреждения.
2. В соглашения по охране труда, заключаемые ежегодно в учреждении, не включаются мероприятия по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 27.12.1995 г. N 11 "Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда"; соглашения по охране труда составляются не по форме, установленной этим постановлением.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 11 следует читать как "27.02.1995"
3. Состав комиссии по охране труда и организация ее работы не соответствуют требованиям приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. N 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда".
4. Не проводится вводный инструктаж с работниками сторонних организаций, осуществляющими работы на территории учреждения по договору (контракту).
5. Журналы инструктажа на рабочем месте заполняются небрежно, не всегда оформляется проведение первичного инструктажа на рабочем месте с вновь принятыми работниками с отметкой руководителя структурного подразделения о допуске к самостоятельной работе работника в графе 14 табличной формы журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, утвержденной приказом Департамента здравоохранения от 07.03.2006 г. N 114.
6. Не разрабатывается Перечень работ, профессий и должностей работников учреждения, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда (письмо Минздрава России от 19.10.2000 г. N 2510/11377-32).
7. Не всегда назначаются лица, ответственные за электрохозяйство и их заместители, или назначаются работники, не прошедшие обучения на IV группу по электробезопасности и не имеющие соответствующего удостоверения.
8. Отсутствует необходимый комплект технической документации в соответствии с требованиями п. 1.8.1, п.1.8.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Минэнерго РФ 13.01.03 г. N 6 (ПТЭЭП), у лица, ответственного за электрохозяйство учреждения.
9. Своевременно не устраняются нарушения, отмеченные в ведомости дефектов, выдаваемой по результатам проведения испытаний и измерений сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств (в результате в учреждениях имеются факты эксплуатации незаземленного (незануленного) электрооборудования (нарушение требований п. 1.7.76 "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ) и "Инструкции по защитному заземлению электромедицинской аппаратуры в учреждениях системы МЗ СССР" от 12.01.73 г.).
10. Проведение инструктажа на I группу по электробезопасности осуществляется с нарушением п. 1.4.4. ПТЭЭП.
11. Приказы, регламентирующие организацию работы с сосудами под давлением (в т.ч. со стерилизаторами медицинскими паровыми), разрабатываются с нарушением требований п.7.1.1. "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" (ПБ 03-576-03), утвержденных Госгортехнадзором России от 11.06.03 г. N 91:
- формулировки ответственности должностных лиц не соответствуют предусмотренным Правилами (должны назначаться ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и ответственный за исправное состояние и безопасное действие сосудов);
- не всегда работники, назначенные ответственными за содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы, проходили в установленном порядке обучение и проверку знаний Правил с получением соответствующих удостоверений.
12. Отсутствуют паспорта на сосуды под давлением иностранного производства, составленные на русском языке и соответствующие образцу паспорта к инструкции о порядке оформления и заполнения паспорта, приведенных в приложении N 2 к "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" (ПБ 03-576- 03), утвержденных Госгортехнадзором России от 11.06.03 г. N 91.
13. Отсутствуют инструкции для лиц, ответственных за объекты повышенной опасности (электрохозяйство, сосуды под давлением и др.).
14. Предварительный медицинский осмотр (обследование) лиц, поступающих на работу, проводится по месту жительства (нарушение требований "Методических рекомендаций по организации и проведению профилактических медицинских осмотров (обследований) работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами в городе Москве в соответствии с приказами Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г. N 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 г. N 83").
15. Не организовано проведение периодического психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет) согласно требованиям статьи 213 Трудового кодекса РФ.
16. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) не соответствует "Рекомендациям о порядке обеспечения, организации хранения и ремонта, выдачи и использования специальной одежды, специальной обуви, санитарной одежды, санитарной обуви и других средств индивидуальной защиты в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы", утвержденных распоряжением Департамента здравоохранения города Москвы от 24.09.07 г. N 922-р, и разработанным в помощь руководителям учреждений здравоохранения,
17. Работники участковой службы не обеспечиваются положенными видами спецодежды и спецобуви (плащ дежурный, сапоги резиновые (1 пара на 1 год), сапоги зимние кожаные (1 пара на 1 года), ботинки, полуботинки кожаные (1 пара на 1 год) в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ и п. 9 Приложения N 11 к постановлению Минтруда РФ от 29 декабря 1997 г. N 68 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты".
18. Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" в учреждениях не составляется Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, не ведутся или неполностью заполняются "Личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств" по установленной форме.
19. Работников учреждений не знакомят под роспись с результатами аттестации по условиям труда их рабочих мест.
Большинство перечисленных нарушений в работе по охране труда не требуют значительных финансовых затрат, для их устранения необходима высокая исполнительская дисциплина, систематическая целенаправленная работа соответствующих подразделений учреждения под постоянным контролем со стороны руководства и при координирующей роли службы охраны труда.
Департамент здравоохранения предлагает довести содержание данного информационного письма до сведения должностных лиц учреждений для принятия действенных мер по решению имеющихся проблем в области охраны труда.
Первый заместитель |
А.Ю. Абрамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 9 ноября 2011 г. N 81-18-556
Текст письма официально опубликован не был