1. В случае если товар, закупаемый заказчиком, включен в Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2011 N 217 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", заказчик обязан установить в документации преференции российским производителям.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку автомобилей. В ходе рассмотрения жалобу от одного из участников размещения заказа поступила жалоба на действия заказчика. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона о размещении заказов, товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с запретами и ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации, и на условиях, установленных в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о размещении заказов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Согласно части 3 статьи 13 Закона о размещении заказа, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в случае, если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2011 N 217 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ от 12.05.2011 N 217) утверждены товары размещения заказов, на которые распространяются преференции, в том числе "автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование" ( код 3400000).
Предметом Аукциона является поставка автомобилей.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе должны быть установлены преференции в отношении автомобилей российского происхождения.
В связи с изложенным, Заказчику было выдано предписание о внесении изменений в документацию о торгах.
Однако Заказчиком предписание исполнено не было в связи с чем должностным лицом ФАС России было возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП.
В ходе рассмотрения указанного дела об административном правонарушении было установлено следующее.
Согласно информации, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, 28.10.2011 во исполнение предписания ФАС России от 11.10.2011 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе следующего содержания: "Преференции в соответствии с ст. 13 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не устанавливаются, поскольку к поставке предполагаются товары, производящиеся на территории Российской Федерации".
Однако, согласно информации, размещенной на сайте оператора электронной площадки, в области "Преференции" не установлено условий допуска иностранных товаров.
Учитывая изложенное, в результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2011 г. по делу N К-2226/АК306-11)
2. Отказ заказчика от проведения открытого аукциона в электронной форме квалифицируется как нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, которое образует состав административного правонарушения.
Уполномоченным органом объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по уборке и содержанию инженерных сооружений на трассе для заказчика в 2011 году.
В ходе размещения заказа в ФАС России обратилась организация с требованием о проверке соответствия действий Заказчика положениям Закона о размещении заказов.
Комиссия ФАС России рассмотрела жалобу организации и провела внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов. Были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 20.12.2010.
Согласно информации на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов Аукцион отменён 15.12.2010.
Таким образом, Уполномоченный орган отказался от проведения Аукциона менее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, чем нарушил часть 6 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
За нарушение уполномоченным органом порядка проведения открытого аукциона в электронной форме частью 10 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России дело об административном правонарушении возбудило и установило субъект административного правонарушения - должностное лицо Заказчика, принявшее решение об отказе от проведения торгов.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России пришло к следующим выводам. Часть 6 статьи 41.5 Закона о размещении заказов закрепляет, что заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В случае принятия решения заказчиком об отмене проведения открытого аукциона в электронной форме уполномоченный орган обязан соблюсти установленные Законом о размещении заказов сроки. В данном случае уполномоченный орган, отменив проведение Аукциона за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, нарушил часть 6 статьи 41.5 Закона о размещении заказов.
Таким образом, вина должностного лица Заказчика состоит в том, что он нарушил нормы Закона о размещении заказов. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о размещении заказов требований, при рассмотрении дела не установлены.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2011 г. по делу N П-13/11/АК137-11)
3. Отсутствие на официальном сайте в составе документации о торгах проектно-сметной документации в случае строительства объекта капитального строительства является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчиком проводился открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство объединённых очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб/сут".
В ФАС России поступила жалоба о нарушении Заказчиком положений Закона о размещении заказов. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе предоставляется в порядке, установленном статьей 23 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о размещении заказов документация об аукционе, размещенная на официальном сайте, должна соответствовать документации об аукционе, предоставляемой в порядке, установленном частью 2 статьи 23 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 разделом 14 документации об Аукционе работы по строительству объекта "Строительство объединённых очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб/сут" осуществляются в соответствии с разделом 2 Технического задания.
В соответствии с разделом 2 Технического задания (требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, а также к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика) работы по объекту "Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25 000 куб/сут" должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, являющейся приложением к документации об Аукционе.
Следовательно, проектная документация является неотъемлемой частью документации об Аукционе и должна быть размещена на официальном сайте в сети "Интернет".
На официальном сайте области размещена документация об Аукционе, которая не содержит проектно-сметную документацию.
Таким образом, неразмещение Заказчиком документации об Аукционе, в полном объеме является нарушением части 4 статьи 23 Закона о размещении заказов.
За неразмещение должностным лицом заказчика на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и провело административное расследование, которое позволило установить субъект правонарушения.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2011 г. по делу N К-159/11/АК307-11)
4. Предусмотренная документацией о торгах возможность заказчика ограничить право исполнителя по контракту на привлечение субподрядчика, является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчиком проводился открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство объединённых очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб/сут".
В ФАС России поступила жалоба о нарушении Заказчиком положений Закона о размещении заказов. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В пунктах 4.5.5 и 4.6.1 проекта муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство объединенных очистных сооружений производительностью 25 тыс. куб. м/сут " (далее - проект муниципального контракта) установлено, что объем работ, на выполнение которого генеральный подрядчик вправе привлекать субподрядные организации должен составлять не более 70 % от общего объема работ по контракту. Кроме того, в соответствии с указанными пунктами проекта муниципального контракта генеральный подрядчик обязан письменно согласовать с Заказчиком и Заказчиком-застройщиком привлечение к производству работ субподрядные организации.
Таким образом, включение Заказчиком в проект муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, вышеуказанных положений является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и провело административное расследование, которое позволило установить субъект правонарушения.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2011 г. по делу N К-159/11/АК283-11)
5. Нарушение сроков направления сведений о заключенных контрактах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является нарушением законодательства о размещении заказов за которое предусмотрена административная ответственность.
Заказчиком заключены государственные контракты на выполнение опытно-конструкторских работ для государственных нужд по теме "Летные испытания ракет космического назначения".
В ФАС России поступили сведения о заключении указанных контрактов. При рассмотрении материалов дела должностным лицом ФАС России были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о размещении заказов в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Сведения о заключенном Заказчиком с ФГУП государственном контракте на выполнение опытно-конструкторских работ для государственных нужд по теме "Летные испытания ракет космического назначения" направлены для размещения на официальном сайте 14.08.2011, то есть спустя полгода после его заключения.
Таким образом, несвоевременное представление Заказчиком сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является нарушением части 3 статьи 18 Закона о размещении заказов.
За несвоевременное представление сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд статьей 19.7.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, материалы дела были переданы должностному лицу ФАС России, уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и провело административное расследование, которое позволило установить субъект правонарушения.
В результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2011 г. по делу N АК249-11)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.