1. Вопрос: Возможно ли добровольное исполнение судебного акта предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должником?
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса, которая предусматривает исполнение судебных актов должниками на основании предъявленных в орган Федерального казначейства исполнительных документов. Иного порядка исполнения таких судебных актов не предусмотрено.
2. Вопрос: Принимаются ли органом Федерального казначейства к исполнению исполнительные документы, выданные на основании определения суда об утверждении мирового соглашения?
Исходя из того, что судебная практика по делам, связанным с возвратами органами Федерального казначейства исполнительных документов с резолютивной частью определения звучащей как "Утвердить мировое соглашение..." является отрицательной, сообщаем, что исполнительные документы с указанием фиксированных сумм в валюте Российской Федерации, подлежащих взысканию с должника, выданные на основании определения об утверждении мирового соглашения, подлежат принятию органами Федерального казначейства в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ и организация исполнения осуществляется в установленном порядке, при отсутствии иных замечаний к документам.
3. Вопрос: Принимаются ли органом Федерального казначейства к исполнению исполнительные документы в случае несоответствия наименования должника, указанного в исполнительном документе, наименованию получателя бюджетных средств, имеющего лицевой счет в органе Федерального казначейства?
В соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ возвращается, в том числе, в случае несоответствия предъявленных документов, требованиям, установленным действующим законодательством. Статьей 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", установлено, что в исполнительном документе должно быть указано наименование и юридический адрес организации-должника.
Наименование и адрес юридического лица, согласно статьям 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается в учредительных документах юридического лица. Под этим наименованием юридическое лицо регистрируется в едином государственном реестре юридических лиц и ставится на учет в налоговых органах.
"Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета", утвержденный Приказом Минфина России от 15 августа 2008 года N 80н, предполагает формирование указанного Реестра на основании учредительных документов, в соответствии с которыми осуществляют свою деятельность органы государственной власти.
В случае если наименование организации должника в исполнительном листе не соответствует его учредительным документам (и, как следствие, формируемому на основании учредительных документов Реестру), данный исполнительный документ не может быть признан соответствующим требованиям действующего законодательства.
Соответственно, такие исполнительные документы следует возвращать в соответствии с пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с разъяснением должнику о возможности обращения в суд, вынесший решение, с заявлением об исправлении допущенных ошибок.
При этом, следует учитывать сложившуюся негативную судебную практику, согласно которой судебные органы исходят из того, что в случае если у органа Федерального казначейства имеется возможность идентификации должника, возврат исполнительного документа признается незаконным.
Поэтому возврат исполнительных документов следует производить с учетом правоприменительной практики по конкретным судебным делам. В частности, в случае, если имеется возможность совершенно однозначно идентифицировать должника по исполнительному листу с бюджетополучателем, имеющем лицевой счет в органе Федерального казначейства, исполнительный документ следует принимать к исполнению.
Критериями идентификации в данном случае будет отсутствие нескольких бюджетополучателей, имеющих наименование, схожее с наименованием должника по исполнительному листу, при незначительности несоответствия наименований и совпадении адреса должника, указанного в исполнительном документе с данными, имеющимися в личном деле бюджетополучателя.
К незначительным несоответствиям следует относить опечатки и описки в наименовании, отсутствие символа "N", кавычек и иных аналогичных вспомогательных символов, использование не предусмотренных законодательством, но являющихся фактически общепринятыми сокращений, исключающих двоякое толкование, например сокращение Российской Федерации до РФ, использование в наименовании "Инспекция ФНС" вместо ИФНС, и аналогичные несоответствия.
4. Вопрос: Принимаются ли к исполнению органом Федерального казначейства исполнительные документы, предусматривающие взыскание денежных средств с муниципального образования за счет казны муниципального образования?
Пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
При поступлении исполнительного документа в орган Федерального казначейства, данный документ подлежит возврату.
В случае отсутствия финансового органа у муниципального образования взыскателю необходимо рекомендовать обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
5. Вопрос: Принимаются ли к исполнению органом Федерального казначейства исполнительные документы, предусматривающие взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования за счет казны муниципального образования?
При указании в судебном акте и исполнительном документе наименования органа муниципального образования, который выступает в качестве субсидиарного должника от имени муниципального образования, и при наличии в органе Федерального казначейства открытого лицевого счета получателя средств бюджета такому органу, исполнительный документ подлежит принятию к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ.
В иных случаях исполнительный документ возвращается с указанием взыскателю на необходимость обращения в суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения решения суда и определения должника по исполнительному документу.
6. Вопрос: Кому должен быть направлен запрос-требование администрацией сельского совета (главный распорядитель отсутствует) в случае отсутствия денежных средств необходимых для исполнения исполнительного документа?
В соответствии с п. 4 ст. 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
При этом, в случае, если должник по исполнительному документу является одновременно главным распорядителем средств соответствующего бюджета, а также в случаях, когда главный распорядитель средств отсутствует при наличии единственного бюджетополучателя, направление запроса-требования не требуется.
7. Вопрос: На каком лицевом счете осуществляется приостановление операций в случае если должник - бюджетное учреждение финансируется из нескольких уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
В статьях 242.3-242.5 указывается, что в случае нарушения должником порядка исполнения исполнительных документов, а также в случае неисполнения в трехмесячный срок требований поступившего исполнительного документа, органы Федерального казначейства приостанавливают до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства.
Таким образом, с учетом того, что в соответствии с главой 24.1 БК РФ, исполнительный документ по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации направляется в орган, в котором должнику открыт лицевой счет получателя средств бюджета, операции приостанавливаются по всем лицевым счетам, открытым должнику как получателю бюджетных средств в данном органе Федерального казначейства, вне зависимости от уровня бюджета.
8. Вопрос: Какой предусмотрен порядок исполнения решения суда в случае следующей формулировки:
Взыскать с должника сумму.
Взыскивать с такого-то времени из расчета с такой-то суммы определенное количество процентов до исполнения решения.
Основания для возврата документов в этом случае? Чей расчет применять, если суд отказывает в разъяснении решения (определения точной суммы расчета)?
В соответствии со статьей 242.1 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. Соответственно, при получении исполнительного документа, содержащего, помимо суммы взыскания, указание на необходимость проведения расчета подлежащей выплате суммы (например, с учетом индексации), исполнительный документ, в случае наличия такой возможности, исполняется только в части указанной в нем "твердой" суммы.
Частично исполненный исполнительный документ возвращается взыскателю с указанием на то, что полномочия по проведению расчета в части взыскания средств учетом индексации, на органы Федерального казначейства не возложены.
При этом, отказ суда в разъяснении решения не может являться основанием для произведения расчета органом Федерального казначейства.
9. Вопрос: На каком счете должника необходимо приостанавливать операции по расходованию средств в случаях нарушения им норм главы 24.1 БК РФ? Следует ли приостанавливать операции на лицевых счетах открытых администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и лицевым счетам для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение?
Ответ: Понятие лицевого счета должника в рамках исполнения исполнительного документа по денежным обязательствам средств федерального бюджета устанавливается пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ. Указанная норма, к таковым относит открытые должнику как получателю средств федерального бюджета лицевые счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При этом, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденного приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 года N 7н (далее - Порядок N 7н), операции, в том числе со средствами дополнительного финансирования, средствами для финансирования оперативно-розыскных мероприятий, отражаются в отдельных разделах лицевого счета получателя бюджетных средств. Как следствие, в случаях, приостановления операций по лицевым счетам в соответствии со статьей 242.3 БК РФ, приостанавливаются операции по всем разделам лицевого счета получателя средств бюджета.
Приостанавливать операции по иным лицевым счетам, в том числе по лицевым счетам администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и лицевым счетам для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, органы Федерального казначейства не вправе.
10. Вопрос: Имеет ли возможность должник вносить изменения в график платежей при исполнении исполнительных документов, обязательства по которым имеют периодический характер?
Ответ: Порядок исполнения исполнительного документа, выплаты по исполнению которого имеют периодический характер, устанавливается пунктом 4 статьи 242.1 БК РФ. В соответствии с указанными нормативными документами, должник одновременно с информацией об источнике образования задолженности представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При этом, положениями БК РФ и иных нормативных правовых актов не предусмотрена возможность изменения первоначально указанного срока. В связи с этим, а также в целях соблюдения интересов взыскателя и недопущения необоснованных задержек в исполнении требований судебных актов, считаем невозможным изменение должником сроков выплат по платежам, носящим периодический характер.
11. Вопрос: Вносятся ли записи в Журнал учета и регистрации исполнительных документов при предъявлении копии исполнительного документа?
Ответ: Основанием для осуществления органами Федерального казначейства организации исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является предъявление в орган Федерального казначейства подлинника исполнительного документа. Предъявление копии исполнительного документа таким основанием не является.
При предъявлении копии исполнительного документа в Журнал учета и регистрации исполнительных документов записи не вносятся, а предъявленный пакет документов возвращается направившему его лицу с разъяснением норм действующего законодательства в порядке, установленном для работы с обращениями граждан и организаций. Вместе с тем, во избежание обжалования действий органов Федерального казначейства, считаем обязательным соблюдение предусмотренного статьей 242.1 БК РФ пятидневного срока возврата.
12. Вопрос: Какой порядок установлен для возврата полностью исполненного в части требований денежного характера исполнительного документа, при наличии в нем также неисполненных требований обязывающего характера?
Ответ: Порядок возврата исполнительного документа, исполненного в части компетенции органа Федерального казначейства, и содержащего требование совершения иных, не предусмотренных главой 24.1 БК РФ действий, прямо действующим законодательством не урегулирован.
Вместе с тем, согласно нормам БК РФ, возврат исполнительного документа в суд осуществляется в случае его полного исполнения, а также в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 242.1 БК РФ. Иных оснований возврата исполнительного документа в суд не предусмотрено. Поэтому частично исполненный исполнительный документ, по аналогии с пунктом 9 статьи 242.3 БК РФ, возвращается взыскателю с отметкой о частичном исполнении требований и разъяснением причин невозможности исполнения требований в полном объеме.
13. Вопрос: Имеет ли право орган Федерального казначейства возвратить исполнительный документ в случае, если заявление взыскателя не соответствует установленной Административным регламентом исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н форме?
Ответ: Форма заявления, предусмотренная указанным Регламентом, введена исключительно для удобства взыскателя. Ни нормами БК РФ, ни Регламентом не предусмотрена обязательность ее соблюдения.
Возврат исполнительного документа по основаниям несоответствия заявления взыскателя установленной Регламентом форме является нарушением норм действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщение Федерального казначейства от 14 октября 2009 г. "Ответы на вопросы территориальных органов Федерального казначейства по применению норм действующего законодательства при организации исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Текст сообщения официально опубликован не был