Определение ВК Верховного Суда РФ от 12 января 2012 г. N 212-В11-12
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В., судей Жудро К.С., Соловьева А.И.
при секретаре Деньгуб Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе представителя начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Холопова П.А. на решение Калининградского гарнизонного военного суда от 11 мая 2011 г. и кассационное определение Балтийского флотского военного суда от 14 июня 2011 г. по заявлению Рыбкина С.В. об оспаривании действий руководителя ... военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации и начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, связанных с отказом в производстве дополнительных выплат.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы надзорной жалобы и вынесения определения о возбуждении надзорного производства, объяснения представителя начальника управления Холопова П.А. в обоснование доводов надзорной жалобы, Военная коллегия установила:
решением Калининградского гарнизонного военного суда от 11 мая 2011 г., оставленным без изменения кассационным определением Балтийского флотского военного суда от 14 июня 2011 г., удовлетворено заявление Рыбкина, в котором он просил возложить на руководителя ... военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации обязанность по изданию приказа о выплате, а на начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области - по производству выплаты за период с 2008 г. специальной надбавки и ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач, установленных приказами ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ... и от 15 ноября 2003 г. N ..., соответственно.
В обоснование принятого решения суд указал, что заявитель, проходящий военную службу в ... военном следственном отделе, который содержится за счет численности ФСБ России, имеет право на получение названных надбавок, а руководитель этого отдела правомочен издавать приказы о выплате надбавок, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Определением судьи Балтийского флотского военного суда от 26 июля 2011 г. в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции представителю воинского должностного лица отказано.
В надзорной жалобе представитель начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области Холопов, утверждая о нарушении судами норм материального и процессуального права, просит судебные постановления отменить, а дело направить на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.
В обоснование жалобы он указывает на оставление судами без внимания того обстоятельства, что в ФСБ России не принималось решений о выплате военнослужащим военного следственного управления специальной надбавки и ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач, относящихся к дополнительным выплатам, и приказов об этом не издавалось, а руководитель ... военного следственного отдела такие приказы издавать не правомочен.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н. от 13 декабря 2011 г. по жалобе представителя воинского должностного лица возбуждено надзорное производство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела следует, что Рыбкин занимает воинскую должность в ... военном следственном отделе Следственного комитета Российской Федерации, сформированном за счет штатной численности ФСБ России, и обеспечивается денежным довольствием в Пограничном управлении ФСБ России по Калининградской области.
Приказом ФСБ России от 15 ноября 2003 г. N ... военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности и пограничных войск была установлена ежемесячная надбавка за объем и значимость выполняемых задач в пределах лимитов денежных средств для выплаты надбавки, ежегодно утверждаемых Директором ФСБ России.
Приказом ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ... военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, установлена специальная надбавка.
В период с 7 сентября 2007 г. по 31 декабря 2010 г. Пограничным управлением заявителю выплачивалась ежемесячная надбавка за объем и значимость выполняемых задач в размере 20 процентов должностного оклада, а с 1 января 2011 г. выплата этой набавки была прекращена. Специальная надбавка Рыбкину не выплачивалась.
Отказ в выплате названных надбавок руководством Пограничного управления был обоснован отсутствием решения уполномоченного должностного лица военного следственного управления об объявлении приказов ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ... и от 15 ноября 2003 г. N ... в военных следственных органах. Этот отказ заявитель оспорил в суде.
Таким образом, предметом судебной проверки является определение законности действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области, связанных с отказом в выплате заявителю, как военнослужащему, содержащемуся за счет штатной численности ФСБ России, специальной надбавки и ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач, установленных приказами ФСБ России.
Правовое положение сотрудников военных следственных органов Следственного комитета, включая условия оплаты их труда, определяются Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О Следственном комитете Российской Федерации", Положением о военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденным приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 10, иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
При этом в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в пределах выделенных ассигнований могут устанавливаться военнослужащим не указанные в статье 13 этого Закона дополнительные выплаты, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Аналогичные положения в отношении сотрудников военных следственных органов закреплены в Федеральном законе "О Следственном комитете Российской Федерации" и Положении о военном следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Согласно пп. 2, 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" Председатель Следственного комитета издает организационно-распорядительные документы, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание следственных органов и учреждений Следственного комитета.
В силу п. 24 Положения, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 10, руководитель военного следственного управления, являясь руководителем военных следственных органов, устанавливает военнослужащим военных следственных органов размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также иные надбавки и дополнительные денежные выплаты.
Таким образом, определение категорий военнослужащих, которым устанавливаются дополнительные выплаты находится в компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а условием их установления является наличие выделенных на эти цели ассигнований.
Согласно приказам ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ... и от 15 ноября 2003 г. N ... специальная надбавка и ежемесячная надбавка за объем и значимость выполняемых задач установлены в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Между тем из содержания названных приказов нельзя сделать определенный вывод о наличии либо отсутствии права на получение указанных надбавок военнослужащими военных следственных органов, содержащихся за счет штатной численности ФСБ России, исходя из лимитов денежных средств, утвержденных Директором ФСБ России.
Выяснение этих вопросов, находящихся в компетенции Директора ФСБ России, имеет существенное значение для правильного разрешения дела. Однако ни один из этих вопросов в судебном заседании не исследовался, а Директор ФСБ России, вопрос о правах и обязанностях которого подлежал разрешению судом, к участию в деле не привлекался.
При таких данных принятое решение не может быть признано законным, в связи с чем судебные постановления подлежат отмене независимо от доводов надзорной жалобы, а дело направлению на новое рассмотрение.
Поскольку на основании п. 24 Положения, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 10, руководитель военного следственного управления устанавливает военнослужащим военных следственных органов иные надбавки и дополнительные денежные выплаты, суду также следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле наряду с Директором ФСБ России руководителя военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
При новом судебном рассмотрении дела суду необходимо исследовать правовую природу указанных надбавок, возможность и условия их выплаты военнослужащим военных следственных органов, содержащихся за счет штатной численности ФСБ России, а также уяснить во взаимосвязи с нормативными правовыми актами, изданными в отношении сотрудников военных следственных органов, содержание приказов ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ... и от 15 ноября 2003 г. N ... в части наличия либо отсутствия права на получение выплат заявителем в пределах установленных лимитов и правомочности издания приказов о выплате надбавок руководителем военного следственного отдела.
Кроме того, суду надлежит выяснить компетенцию руководителя военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по установлению дополнительных выплат, предусмотренных приказами ФСБ России, механизм принятия такого решения - совместного с Директором ФСБ России либо единолично, а также необходимость в этом при условии издания соответствующих приказов Директором ФСБ России.
Только после этого можно будет сделать вывод о праве заявителя на получение указанных надбавок, а также о правомочности руководителя 306 военного следственного отдела устанавливать названные выплаты в соответствии с п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФСБ России от 5 октября 2005 г. N ..., и п. 5 Инструкции, утвержденной приказом ФСБ России от 15 ноября 2003 г. N ..., согласно которым основанием для выплаты этих надбавок является приказ соответствующего должностного лица органа безопасности, имеющего право издания приказов по личному составу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), Военная коллегия определила:
решение Калининградского гарнизонного военного суда от 11 мая 2011 г. и кассационное определение Балтийского флотского военного суда от 14 июня 2011 г. по заявлению Рыбкина С.В. отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Калининградский гарнизонный военный суд.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Крупнов И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 12 января 2012 г. N 212-В11-12
Текст определения официально опубликован не был