Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Г. Федоренко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, отказано в удовлетворении заявления гражданина В.Г. Федоренко, оспаривавшего бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непредоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства. Как указал суд, Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком; обеспечение же заявителя жилым помещением должно осуществляться с учетом времени принятия его на соответствующий учет и согласно списку военнослужащих, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.Г. Федоренко оспаривает конституционность части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 3, 15 и 27 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статей 72 и 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495), Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082), а также правового акта Министерства обороны Российской Федерации.
По мнению заявителя, указанные нормы и правовые акты не соответствуют статьям 8 (часть 2) и 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют военнослужащим, прослужившим более 10 лет и имеющим право на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, в получении жилого помещения в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно рассматривал вопросы, касающиеся предоставления гражданам, увольняемым с военной службы, жилых помещений в соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" (статьи 15 и 23). Согласно сохраняющей силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель, на которого Конституцией Российской Федерации возложено решение вопросов, связанных с определением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для уволившихся с военной службы или имеющих право на увольнение. Военнослужащие, принявшие решение продолжить службу, обеспечиваются жилыми помещениями в общем порядке в соответствии с существующей очередностью федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а военнослужащие, уволившиеся с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, предусмотренных законом (определения от 1 ноября 2007 года N 721-О-О, от 19 марта 2009 года N 241-О-О).
С учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые законоположения (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3, 15 и 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), а также Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, как не содержащие каких-либо ограничений, препятствующих реализации прав военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Проверка же правомерности действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления, разрешение вопроса о надлежащем исполнении ими обязанностей по обеспечению военнослужащих жильем, а также оценка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делу с участием заявителя, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", равно как не входит в его полномочия и проверка ведомственных правовых актов.
Что же касается оспариваемых заявителем статей 72 и 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, то представленными судебными постановлениями не подтверждается их применение в конкретном деле заявителя, следовательно, жалоба и в этой части не может быть признана допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федоренко Вадима Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 1738-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федоренко Вадима Григорьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьями 3, 15 и 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также иными правовыми актами"
Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)