Ассоциация российских банков с участием банков - членов АРБ проанализировала проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Законопроект), предусматривающий наделение Банка России правом ограничивать банкам величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада.
Ассоциация в целом поддерживает концепцию Законопроекта. Вместе с тем считаем, что Законопроект нуждается в доработке с учетом представленных от банков - членов АРБ замечаний и предложений (Заключение прилагается).
Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены Министерством финансов Российской Федерации при доработке Законопроекта.
Приложение на 2 листах.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение Ассоциации российских банков
на проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Специалисты Ассоциации российских банков при участии банков - членов АРБ проанализировали проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Законопроект) и сообщают, что банковское сообщество поддерживает концепцию Законопроекта, который является реакцией государства на возникшую тенденцию роста процентных ставок по вкладам и желание стабилизировать ситуацию на рынке.
Наделение Банка России правом ограничивать размер ставок по вкладам со сроком до одного года позволит регулировать деятельность банков, ведущих неоправданно агрессивную политику на рынке частных вкладов. Но вместе с тем полагаем, что для банков, соблюдающих требования федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, введение дополнительных ограничений может негативным образом отразиться на интересах как банка, так и его клиентов - вкладчиков. В связи с этим Законопроект нуждается в доработке по следующим основаниям.
1. Наличие у Банка России права ограничивать процентную ставку по вкладам влечет необоснованное ограничение права банков на самостоятельное ее установление по соглашению с клиентами согласно статье 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1).
Временные полномочия Банка России по ограничению процентной ставки по вкладам были предусмотрены частью 4 статьи 4 Федерального закона от 13 октября 2008 года N 174-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Как следует из Письма Банка России от 17 мая 2010 года N 15-2-2-5/2241 "Об ограничении процентных ставок по вкладам физических лиц", подобное ограничение имело именно временный характер и было отменено с завершением острой фазы кризиса, снижением уровня инфляции и инфляционных ожиданий.
В представленном Законопроекте введение указанных ограничений предусматривается без установления срока их действия. При этом не обосновывается необходимость трансформации временной антикризисной меры в постоянно действующую в посткризисный период.
Вместе с тем, для достижения декларированных целей более эффективным представляется применение других инструментов денежно-кредитного регулирования. В частности, задача ограничения рисков, принимаемых банками при привлечении во вклады средств по ставкам выше рыночных, может быть решена введением дифференцированных ставок в фонд обязательного резервирования для вкладов с различными ставками.
2. Из содержания Законопроекта невозможно сделать однозначный вывод о том, распространяются ли ограничения на величину процентной ставки по вкладам на вклады, внесенные как физическими, так и юридическими лицами.
В этой связи в тексте Законопроекта необходимо прямо указать на применение соответствующего ограничения к договорам банковского вклада (депозита), заключенным как с физическими, так и с юридическими лицами, либо только к договорам с физическими лицами (не являющимися индивидуальными предпринимателями).
3. Предложенные Законопроектом изменения в статью 76 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) влекут неоправданное расширение оснований, по которым допустимо назначение уполномоченных представителей в кредитную организацию.
В настоящий момент в соответствии со статьей 76 Закона N 86-ФЗ назначение уполномоченных представителей в кредитную организацию обусловлено привлечением кредитной организацией денежных средств федерального бюджета, Банка России и Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк), или осуществлением в отношении кредитной организации мер по предупреждению банкротства. Таким образом, назначение в кредитную организацию уполномоченных представителей характеризуется следующими признаками:
- наличие у кредитной организации неисполненных денежных обязательств перед бюджетом, Внешэкономбанком и Банком России;
- носит срочный характер (до дня полного исполнения кредитной организацией обязательств, возникших в связи с получением соответствующего кредита (займа) или депозита);
- направлено на усиление контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы России.
Предлагаемая редакция статьи 76 Закона N 86-ФЗ допускает назначение уполномоченных представителей Банка России в банки, имеющие большие активы или являющиеся лидерами на рынке вне зависимости от наличия у них соответствующих денежных обязательств и вне зависимости от их финансового положения, на бессрочной основе. В этой связи полагаем, что пункт 2 статьи 1 Законопроекта нуждается в корректировке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 января 2012 г. N А-01/5-34 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 74 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)