1. ФАС России на обращение о разъяснении позиции по вопросу возможности подписания договора поручительства электронно-цифровой подписью со стороны участника размещения заказа вместо собственноручной подписи сообщает следующее.
Согласно статье 362 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор поручительства должен быть совершен в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами.
Положениями статьи 153 ГК РФ установлено, что любой договор, в том числе договор поручительства, является актом волеизъявления сторон.
Согласие должника (участника размещения заказа) и поручителя на заключение договора поручительства выражается в подписании письменной формы такого договора, волеизъявлением заказчика на принятие представленного участником размещения заказа поручительства является подписание заказчиком контракта после предоставления участником размещения заказа договора поручительства. При этом подписи заказчика на договоре поручительства не требуется.
Учитывая изложенное, договор поручительства должен быть подписан со стороны участника размещения заказа собственноручной, а не электронно-цифровой подписью.
2. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение заказчика о разъяснении антимонопольного законодательства по вопросу размещения заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и сообщает следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу с 06.01.2012, в часть 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) внесены изменения, согласно которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, для оказания следующих финансовых услуг: 1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты); 2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам; 3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг; 4) доверительное управление ценными бумагами; 5) негосударственное пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не входит в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с указанным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.
Таким образом, размещение заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, возможно у единственного исполнителя на основании пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
3. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу установления требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства к конкретным подвидам работ по организации строительства.
В соответствии с письмом ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к такому виду работ как работы по организации строительства.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень видов работ) вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включает подвиды, в том числе, 33.1 "Промышленное строительство", 33.2 "Транспортное строительство", 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" и т.д.
Кроме того, в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2010 N 1042 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" такое свидетельство должно содержать приложение с указанием всех видов и подвидов работ, допуск к которым имеет юридическое лицо.
Таким образом, установление требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства не ограничивает заказчика в установлении требования о наличии допуска к конкретным подвидам работ по организации строительства.
4. ФАС России рассмотрела обращение о возможности включения в задание учредителя соответствующему муниципальному автономному учреждению оказание услуг по благоустройству городских территорий, проведению капитального ремонта зданий и сооружений, проектно-изыскательных работ, строительно-монтажных работ, ритуальных услуг и сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Закон о размещении заказа применяется в случаях размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, под которыми согласно статьи 3 Закона о размещении заказов понимаются потребности государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно пункта 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно письму Минэкономразвития России от 18.01.2008 N Д04-90 автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона об автономных учреждениях финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает, что автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, ФАС России обращает внимание, что действия органов государственной власти, связанные с предоставлением субсидий автономным учреждениям c целью осуществления ими функций органов государственной власти (например, по оказанию услуг по благоустройству городских территорий, проведению капитального ремонта зданий и сооружений, проектно-изыскательных работ, строительно-монтажных работ, ритуальных услуг, закупке лекарственных средств и медицинской техники) содержат признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела обращение учреждения о разъяснении положений Федерального закона Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и сообщает следующее.
Подписанный государственный контракт заказчиком и исполнителем является согласием обоих сторон с условиями такого контракта, в том числе, и с условиями взыскания неустойки с поставщика в случае нарушения условий контракта. При этом, заказчик вправе включить в контракт условие о подписании акта приемки выполненных работ только в случае указания в таком акте суммы по контракту за вычетом неустойки, возникшей в связи с ненадлежащим исполнением контракта.
В соответствии с письмом ФАС России о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 N ИА/19716 оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.
Данные положения в случае просрочки исполнения обязательств по контракту могут быть внесены в акт приемки подрядчиком на основании сведений, представленных заказчиком.
При этом, в случае отсутствия таких сведений в представленном заказчику акте приемки выполненных работ, заказчик вправе не подписывать такой акт приемки до внесения соответствующих изменений.
Вместе с тем, частью 11 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Следовательно, подписанный акт приемки выполненных работ является согласием обеих сторон по контракту, и внесение односторонних изменений в акт не допускается без уведомления другой стороны.
Обращение также содержит указание на то, что оплата по договорам подряда производится на основании акта приемки выполненных работ по форме N КС-2.
Вместе с тем, форма N КС-2 не является обязательной для применения, поскольку Постановление Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Постановление), которым она утверждена, не было официально опубликовано и в отношении него не имеется сведений о представлении для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.
Таким образом, внесение в акт приемки по форме N КС-2 сведений о размере неустойки не является основанием для признания такого акта не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.