Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 43-Г11-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Управления охраны фауны Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2011 года, которым частично удовлетворено заявление Тарасова Сергея Сергеевича о признании недействующим подпункта 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" в части включения в границы государственного бобрового заказника административной территории Красногорского района: признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР" в части определения северной и восточной границ Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 признано утратившим силу постановление Совета Министров УАССР от 11 ноября 1986 года N 329 "Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР" (пункт 1).
Подпунктом 1 пункта 24 указанного постановления установлены границы Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника на территории Селтинского и Красногорского районов Удмуртской Республики, площадь - 14,2 тыс. га, в границах: северная - от деревни Сычи по дороге на деревню Малиновка до поселка Валамаз; восточная - от поселка Валамаз по дороге через бывшую деревню Поверочный Полом до села Валамаз и далее по узкоколейной железной дороге до поселка Головизнин Язок; южная - по реке Кильмезь от поселка Головизнин Язок до дороги на Красную Горку, далее по дороге до южной стороны кварталов 43, 42, 41, 40, далее по западной стороне квартала 40 Сардыкского участкового лесничества; западная - по квартальной просеке между лесными кварталами 28-29, 17-18, 8-9 Сардыкского участкового лесничества, 97-98, 97-71, 96-70, 95-69 Валамазского участкового лесничества - до деревни Ноза. От деревни Ноза через деревни Латыри, Уть-Сюмси, Морозы до границы с Кировской областью, далее по этой границе до дороги Дюпиха - Сычи до деревни Сычи.
Тарасов С.С. обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 в части включения в границы Валамазского государственного бобрового заказника административной территории Красногорского района Удмуртской Республики, полагая, что в нарушение статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" таковое включение произведено без согласования с органами местного самоуправления Красногорского района.
Тарасов С.С. указал, что на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 1998 года N 860 вся территория Красногорского района Удмуртской Республики, за исключением территории Пестеринского государственного охотничьего заказника, входила в состав охотничьих угодий общего пользования, где охота не запрещена и осуществлялась на основании разрешений, выдаваемых сотрудниками Управления охраны фауны Удмуртской Республики. После принятия оспариваемого постановления он лишен возможности охотиться на территории Красногорского района, чем нарушаются его права, предоставленные Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, Тарасов С.С. ссылался на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 подписано лицом, не обладающим полномочиями по его подписанию, а в части установления границ Валамазского бобрового заказника не отвечает требованиям ясности и определенности, так как названные в описании границ ориентиры (деревни Поверочный Полом, Малиновка и Сычи) не существуют, в связи с чем определить границы заказника на местности нельзя.
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2011 года заявление Тарасова С.С. удовлетворено частично: подпункт 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части определения северной и восточной границ Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника.
В кассационных жалобах Управления охраны фауны Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики ставится вопрос об отмене указанного решения как незаконного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления Тарасова С.С. в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявление Тарасова С.С., суд проверил его доводы о подписании постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 лицом, не имеющим на это полномочий: исполняющим обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики Богатыревым В.В. (заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики), выполнив указания Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 10 августа 2011 года.
Суд проанализировал положения Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", указа Президента Удмуртской Республики от 29 ноября 2000 года N 5 "Об актах Правительства Удмуртской Республики" и пришел к выводу о том, что в отсутствие Председателя Правительства Удмуртской Республики и в случаях невозможности исполнения им своих обязанностей акты Правительства Удмуртской Республики уполномочен подписывать его заместитель, на которого возложено исполнение обязанностей Председателя Правительства Удмуртской Республики. Издания отдельного указа Президента Удмуртской Республики для этого не требуется.
Суд не усмотрел оснований для признания подпункта 1 пункта 24 оспариваемого постановления недействующим в полном объеме, поскольку установил, что Валамазский государственный охотничий бобровый заказник был образован в 1963 году, его местонахождение и границы определены постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 11 ноября 1986 года N 329, а оспариваемым постановлением лишь повторно закреплены. В связи с тем, что заказник не является вновь образованным государственным природным заказником регионального значения, суд пришел к выводу об отсутствии противоречия оспариваемой нормы статье 23 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающей образование государственных природных заказников регионального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.
Не согласился суд и с доводом заявителя о том, что вся территория Красногорского района Удмуртской Республики, за исключением Пестеринского государственного охотничьего заказника, в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 ноября 1986 года N 329 была отнесена к охотничьим угодьям общего пользования, где охота не запрещена. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие упоминания в указанном постановлении Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника не свидетельствует о его ликвидации или переводе его территории в общедоступные охотничьи угодья; правовой режим заказника как особо охраняемой природной территории не изменялся с 1963 года.
Приведенные выводы суда в кассационных жалобах Управления охраны фауны Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики не оспариваются.
Решение суда обжалуется в части признания подпункта 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 недействующим в части установления северной и восточной границ Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника.
Вынося решение об удовлетворении заявления Тарасова С.С. в указанной части, суд исходил из того, что описание северной и восточной границ заказника (северная - от деревни Сычи по дороге на деревню Малиновка до поселка Валамаз; восточная - от поселка Валамаз по дороге через бывшую деревню Поверочный Полом до села Валамаз и далее по узкоколейной железной дороге до поселка Головизнин Язок) не соответствует критерию ясности и определенности правовой нормы, поскольку в качестве ориентиров для определения границ названы деревни Малиновка и Поверочный Полом, которые отсутствуют в Селтинском и Красногорском районах Удмуртской Республики, на территории которых согласно подпункту 1 пункта 24 постановления расположен заказник. Деревня Сычи Красногорского района является нежилой (по данным похозяйственного учета в ней никто не проживает), ее территория заросла подлеском.
Изложенные обстоятельства подтверждаются законом Удмуртской Республики от 19 октября 2006 года N 46-РЗ "Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики", выпиской из Реестра административно-территориальных единиц, административных территорий и населенных пунктов Удмуртской Республики, ответом на запрос суда главы МО "Красногорский район"; показаниями свидетелей Ж. и К.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" содержание нормативного правового акта должно быть определенным, исключающим возможность неоднозначного толкования при его применении, в связи с чем суду, проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность. Оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, Судебная коллегия находит правильным вывод суда о наличии оснований для признания недействующим подпункта 1 пункта 24 постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 декабря 2010 года N 376 в части установления северной и восточной границ Валамазского государственного охотничьего бобрового заказника.
Доводы кассационных жалоб Управления охраны фауны Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики вывода суда не опровергают, поэтому по доводам кассационных жалоб решение суда отмене не подлежит.
В связи с тем, что оспариваемая норма признана недействующей в связи с неопределенностью ее содержания, довод кассационной жалобы Правительства Удмуртской Республики о неустановлении судом противоречия оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основанием к отмене решения явиться не может.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Управления охраны фауны Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 43-Г11-26
Текст определения официально опубликован не был