Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2012 г. N 50-О11-52
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Коваля B.C.,
судей Талдыкиной Т.Т. и Колышницына А.С.
при секретаре Ирошниковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы осужденного Ашеко А.В., адвокатов Михайловой А.Е., Матягиной Г.А. на приговор Омского областного суда от 14 ноября 2011 года, по которому
Ашеко А.В., судимый:
1. 23 ноября 2005 года по п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;
2. 30 мая 2006 года по п.п. "а", "в" ч. 2 ст. 158, ст. 70 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, освобожден 04.10.2007 г. условно-досрочно на 3 месяца 28 дней;
3. 19 мая 2009 года по п. "в" ч. 2 ст. 158, п. "б" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;
4. 5 июля 2011 года по п.п. "а", "б", ч. 2 ст. 158, п.п. "а", "в" ч. 2 ст. 158, п. "в" ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69, ст. 70 УК РФ к 2 годам 4 месяцам лишения свободы,
осужден:
по ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 11 лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год;
по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 166 УК РФ на 6 лет лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 12 лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 12 лет 6 месяцев лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год.
Торшин С.Н., судимый:
1. 27 июля 2005 года по п. "г" ч. 2 ст. 161 к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;
2. 23 ноября 2005 года по п. "а" ч. 2 ст. 166, ст. 70 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Освобожден 18.06.2007 г. условно-досрочно на 1 год 3 месяца 12 дней,
осужден:
по ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 10 лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год;
по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 166 УК РФ на 5 лет лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 11 лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год.
Постановлено взыскать:
- с Ашеко А.В. и Торшина С.Н. в солидарном порядке в пользу МУЗ "ГК Больница скорой медицинской помощи ... в возмещение расходов на стационарное лечение С. ... рублей ... коп.;
- с Ашеко А.В. и Торшина С.Н. в пользу С. ... компенсацию морального вреда в размере ... рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Коваля B.C., объяснение осужденного Ашеко А.В., адвокатов Поддубного С.В., Долматовой С.Д., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Химченковой М.М. о назначении осужденным наказания по совокупности преступлений по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ, Судебная коллегия установила:
Ашеко А.В. и Торшин С.Н. признаны виновными и осуждены за покушение на убийство С. совершенное группой лиц по предварительному сговору, а также покушение на неправомерное завладение автомобилем потерпевшего без цели хищения, совершенное с применением насилия, опасного для жизни.
Преступления совершены ими в ночь на 17 мая 2011 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах:
- осужденный Ашеко А.В. просит переквалифицировать его действия на ч. 1 ст. 111 УК РФ, ссылаясь на отсутствие предварительного сговора с осужденным Торшиным С.Н. на убийство потерпевшего и завладение его автомобилем и указывая, что в ходе внезапно возникшего с последним конфликта у него с потерпевшим произошла драка. Считает, что приговор основан на показаниях Торшина С.Н. в ходе следствия, в которых он оговорил себя в результате недозволенных методов следствия, и противоречивых показаниях потерпевшего. Просит учесть его явку с повинной, раскаяние, возмещение ущерба, положительную характеристику и наличие заболевания;
- аналогичная просьба и доводы содержатся в кассационной жалобе адвоката Михайловой А.Е. в защиту интересов Ашеко А.В.;
- адвокат Матягина Г.А. в защиту интересов осужденного Торшина С.Н. просит переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на ч. 1 ст. 116 УК РФ и снизить наказание, считая, что его вина в покушении на убийство потерпевшего в группе по предварительному сговору с осужденным Ашеко А.В. не доказана. Считает, что приговор основан на показаниях осужденных в ходе следствия, полученных в результате незаконных методов.
В возражениях на кассационные жалобы потерпевший С. и государственный обвинитель Ляшенко А.С. просят приговор оставить без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Вина осужденных в покушении на убийство потерпевшего С., а также в покушении на неправомерное завладение его автомобилем без цели хищения, совершенных группой лиц по предварительному сговору, подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.
Так из показаний потерпевшего С. следует, что после того, как он по просьбе Торшина остановил автомобиль, а Торшин вышел из него, то Ашеко в салоне нанес ему несколько ударов ножом. Когда он выскочил из автомобиля, то Ашеко крикнул Торшину, чтобы он "валил его", поэтому Торшин догнал его, нанес удары рукой в лицо и грудь и стал держать его, а Ашеко в это время продолжал наносить ему удары ножом в грудь. Во время его сопротивления у Ашеко выпал нож, который поднял Торшин и нанес ему удары в лицо и грудь. Затем ему удалось сесть в автомобиль, и в это время рядом остановился другой автомобиль, осветив их фарами. После этого Ашеко и Торшин убежали, а он, вытащив из раны нож, по телефону вызвал милицию и скорую помощь.
По заключению эксперта у потерпевшего обнаружены телесные повреждения в виде ран на спинке носа, в области шеи слева, правого плеча, левого лучезапястного сустава и в области левой кисти, образовавшиеся от не менее 9-ти воздействий режущим предметом и повлекшие легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства. Наряду с этим обнаружены две колото-резаные раны в области груди слева, одна из которых сопровождалась повреждением легкого с развитием пневмоторакса, причинившие в совокупности тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Кроме того, при осмотре автомобиля потерпевшего был обнаружен кухонный нож со светлой полимерной рукояткой.
По показаниям Ашеко Г.А., матери осужденного, 16 мая около 22-23 часов сын заходил домой, был в нетрезвом состоянии, заходил в кухню, но вскоре ушел, дома не ночевал. В куне находился нож со светлой полимерной рукояткой, который сын мог взять.
Ашеко и Торшин, неоднократно допрошенные в ходе следствия, подтвердили наличие предварительного сговора на убийство потерпевшего с целью завладения его автомобилем без цели хищения, пояснили о своих действиях в отношении потерпевшего, которые соответствуют приведенным показаниям С.
Оснований считать, что осужденные оговорили себя, не имеется, так как допрошены они были с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, с участием адвокатов.
При таких обстоятельствах осужденные обоснованно признаны виновными в содеянном, а их действиям дана правильная юридическая оценка.
Вместе с тем, с учетом положения ч. 2 ст. 69 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ), предусматривающего назначение наказания по совокупности преступлений, в случае если все преступления, совершенные по совокупности, являются покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание осужденным следует назначить по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Принимая во внимание, что размер окончательного наказания осужденным назначен путем частичного сложения отдельных наказаний с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, обстоятельств дела, данных о личности, Судебная коллегия оснований для его снижения не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Омского областного суда от 14 ноября 2011 года в отношении Ашеко А.В., Торшина С.Н. изменить.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 166 УК РФ, путем частичного сложения наказаний назначить:
- Ашеко А.В. 12 лет лишения свободы, с ограничением свободы на 1 год;
- Торшину С.Н. 11 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы на 1 год.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить Ашеко А.В. 12 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год.
В остальной части приговор суда оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Ашеко А.В., адвокатов Михайловой А.Е., Матягиной Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Коваль B.C. |
Судьи |
Талдыкина Т.Т. |
|
Колышницын А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 января 2012 г. N 50-О11-52
Текст определения официально опубликован не был