Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Мельникова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин А.А. Мельников в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации примененное в его деле судом общей юрисдикции положение пункта 12 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 549 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию.
Согласно оспариваемому нормативному положению исчисление размера среднемесячного заработка при установлении дополнительного обеспечения гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, производится исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах, на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения.
По мнению заявителя, это положение позволяет правоприменителям при установлении дополнительного материального обеспечения названной категории граждан определять среднемесячный заработок без учета Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, что снижает его размер и не соответствует статьям 2, 18, 19, 46, 115 и 123 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Мельниковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который, определяя организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, вправе в том числе устанавливать порядок предоставления такой поддержки.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 года "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса. Согласно подпункту "б" пункта 3 названного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 сентября 2005 года N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" утвердило Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию.
Оспариваемый заявителем пункт 12 названного Положения, устанавливающий в том числе специальный порядок подсчета среднемесячного заработка, обеспечивает реализацию Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 и направлен на повышение уровня пенсионного обеспечения специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя.
Как следует из жалобы, заявитель, оспаривая пункт 12 названного Положения, настаивает на применении в его деле Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (которое в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации определяет порядок исчисления среднего заработка для случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и не используется для определения размера дополнительного обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"). Между тем разрешение этого вопроса требует внесения изменений в действующее законодательство и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 1800-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мельникова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 12 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию"
Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)