Общие положения
Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее - программа) содержит:
а) паспорт программы;
б) характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;
в) основные цели и задачи программы;
г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;
д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета субъекта Российской Федерации, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;
е) срок реализации программы;
ж) описание социально-экономических последствий реализации программы;
з) оценку эффективности расходования средств по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
к) обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.
Программа должна содержать (в указанной последовательности):
- титульный лист программы;
- паспорт программы;
- основное содержание;
- приложение.
Паспорт
Программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации
Наименование программы |
|
Основание для разработки программы |
Статьи 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда". |
Государственный заказчик программы |
|
Разработчики и исполнители программы |
|
Цель и задачи программы* |
Цель: Улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Задачи: Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Задача 2.Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда. Задача 3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения. Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. Задача 5.Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения. |
Сроки реализации программы |
2012-2015 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Индикаторы (показатели) достижения программных целей и задач: - численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.); - удельная численность погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих; - удельная численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих; - удельная численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих; - удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (% от общей численности занятых в экономике региона); - удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации); - удельный вес рабочих мест, на которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные и опасные условия труда (% от общего количества рабочих мест в субъекте Российской Федерации); - удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона; - численность работников, охваченных периодическими медицинскими осмотрами; - численность работников, которым впервые в отчетном году установлен диагноз профессионального заболевания, в том числе по результатам периодических медицинских осмотров и по результатам осмотров в центрах профпатологии; - количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, подавших в установленном порядке декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных программой |
- объем финансирования программы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам: 2012 год - 2013 год - 2014 год - 2015 год - - объём финансирования за счёт других источников: |
_____________________________
* При разработке программы в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на уровне субъекта Российской Федерации программным методом
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1).
Таблица 1
Уровень производственного травматизма
(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах
(по данным Росстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
2,9 |
2,7 |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
Федеральный округ |
|
|
|
|
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).
К другим причинам относятся: (указать причины).
Таблица 2
Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием
(по данным Росстата)
Территория |
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием |
|||
человек |
на 10 000 работающих |
|||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
6565 |
7047 |
3,0 |
3,3 |
Федеральный округ |
|
|
|
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:
Таблица 3
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)
Территория |
Годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Российская Федерация |
23,4 |
24,9 |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
Федеральный округ |
|
|
|
|
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
3. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации программы ожидается*: .........................................................
Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Целевые показатели Программы:
Наименование показателей |
Годы |
||||
2011** |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
|
|
|
|
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
|
|
|
|
|
Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих |
|
|
|
|
|
Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих |
|
|
|
|
|
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона (%) |
|
|
|
|
|
Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике региона (%) |
|
|
|
|
|
Количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
|
|
|
|
|
_____________________________
* Указать конкретные результаты реализации программы, в том числе по годам.
** Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей
Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:
совершенствование системы охраны труда работников на производстве;
создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.
Срок реализации мероприятий программы - 2012-2015 годы.
Ответственным исполнителем программы является*: ..........
Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.
5. Описание социальных и экономических последствий реализации программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели
При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.
Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
улучшении демографической ситуации в регионе.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.п**.
6. Методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
En - эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);
- фактический индикатор, концентрирующий реализацию отдельного направления программы, достигнутый в ходе ее реализации;
- нормативный индикатор, утвержденный программой.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
E - эффективность реализации программы (в процентах);
Tf - фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;
TN - нормативные индикаторы, утвержденные программой;
М - количество индикаторов программы.
Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы Е используются все целевые индикаторы программы.
При значении интегрального показателя эффективности реализации программы - Е от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).
Объем финансирования мероприятий программы составляет***: ... руб.,
в том числе по годам:
2012 год - .......... руб.;
2013 год - .......... руб.;
2014 год - .......... руб.;
2015 год - .......... руб.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.
8. Механизм управления реализацией программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.
Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
_____________________________
* Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.
** Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.
*** Указывается общий объем финансирования программы
Разработана типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Федерации.
Задачи программы - внедрить механизмы управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, усовершенствовать нормативно-правовую базу региона в этой области. Речь идет и об улучшении лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и др.
Срок реализации - 2012-2015 гг.
Социальный эффект от выполнения мероприятий программы должен выразиться в снижении рисков несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин. Речь идет и об обеспечении благоприятных условий труда работников, улучшении демографической ситуации в регионе.
Приведена методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей.
Ответственный исполнитель программы ежегодно отчитывается перед Минздравсоцразвития России о ходе ее реализации за предыдущий год (отчетный период). Срок - до 1 марта.
Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации
Текст Типовой программы размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)