Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2012 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваш запрос относительно постановки на налоговый учет и обязанности уплачивать налог на прибыль иностранной организацией - резидентом Республики Германия, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Постановка на учет иностранной организации регулируется положением "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 30.09.2010 г. N 117н). Основанием для постановки на налоговый учет является осуществление иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, открытие счетов в банках и (или) владение недвижимым имуществом или транспортными средствами, находящимися на территории Российской Федерации.
В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) (пункт 1 статьи 83 Кодекса).
Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации, т.е. свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений статьи 306 Кодекса, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Согласно статье 306 Кодекса деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:
- наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство);
- осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
- осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.
В соответствии с пунктом 8 статьи 307 Кодекса, если деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, она обязана самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль в России, а также представлять отчетность.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96 г. (далее - Соглашение) "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
Под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 308 Кодекса) понимается:
1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
Таким образом, оказание сотрудниками немецкой компании на территории Российской Федерации услуг по контролю за монтажом оборудования не соответствует определению строительной площадки, строительного и монтажного объекта. Следовательно, на такие услуги действие пункта 3 статьи 5 Соглашения не распространяется.
Учитывая изложенное, на деятельность компании на территории Российской Федерации распространяются положения статьи 306 Кодекса с момента осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение имеет информационно-разъснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.