Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Петрова А.В.,
членов комиссии:
начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Фелипчук С.И.,
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Черкасовой Ю.А.,
советника Управления контроля размещения государственного заказа Крыловой М.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
при участии представителя ООО "ВЕТЛАН-строй" Елисеева Д.В., представителя Министерства транспорта Пермского края и Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края Подлузской И.Н., представителя ООО "СК "Химспецстрой" Вихнина С.И., представителя ЗАО "Сбербанк-АСТ" Асламазовой Я.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ВЕТЛАН-строй" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Пермского края, Государственного автономного учреждения "Управление автомобильных дорог" Пермского края (далее - Заказчики), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги "Соликамск - Красновишерск", на участках км 12+700 - км 16+600, км 20+300 - км 24+200, км 26+500 - км 32+800 в Соликамском районе Пермского края за исключением работ на участке автомобильной дороги км 12+700 - км 16+600 (номер извещения 0156200001311000177) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, Оператора электронной площадки, которые заключаются в размещении на сайте Оператора электронной площадки и направлении Оператору электронной площадки информации об итогах Аукциона различных решений комиссии Заказчика по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Представители Заказчика, Оператора электронной площадки не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчики, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
05.12.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 237 018 740 рублей.
На участие в Аукционе поданы заявки 2 участников размещения заказа, 2 участника размещения заказа допущены к участию в Аукционе.
В ходе проведения Аукциона предложение о цене контракта подавали 2 участника размещения заказа.
Минимальное предложение о цене государственного контракта - 234648552,60 рубля.
1. В соответствии с частью 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол подведения итогов аукциона размещается заказчиком на электронной площадке.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 30.12.2011 N 0156200001311000177-3, копия которого размещена на сайте Оператора электронной площадки, Заявителем при проведении процедуры Аукциона подано минимальное предложение о цене контракта.
Комиссией Заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - Аукционная комиссия) принято решение о признании заявки на участие в Аукционе, поданной Заявителем, не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе, на основании отсутствия надлежаще оформленного решения об одобрении крупной сделки. В связи с этим, победителем Аукциона признано ООО "СК "Химспецстрой".
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов Аукциона, сформированному и размещенному на сайте Оператора электронной площадки, Заявитель признан победителем Аукциона, а заявка ООО "СК "Химспецстрой" на участие в Аукционе признана не соответствующей документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком размещен на сайте Оператора электронной площадки протокол подведения итогов Аукциона, который не подписывался Аукционной комиссией, что нарушает часть 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. На заседание Комиссии представлены копии решений об одобрении крупной сделки ООО "Ветлан-строй" от 08.12.2011 N100 и от 23.12.2011 N 103, с одобрением участия в открытых аукционах в электронной форме на сумму до 3 000 000 000 рублей, а также совершения всех действий, направленных на заключение контракта по результатам проведения Аукциона, подписанные единственным учредителем и директором П.В. Стерляговым и директором С.М. Стерляговым соответственно.
В результате изучения заявки, поданной Заявителем на участие в Аукционе, Комиссия установила, что решения об одобрении крупной сделки являются надлежаще оформленными, а Аукционная комиссия не имела оснований для признания заявки, поданной Заявителем на участие в Аукционе, не соответствующей документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия нарушила часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с разделом 7 "Требования к порядку подготовки заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" главы II "Информационная карта" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать сведения об используемом товаре с указанием на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленных в документации об Аукционе.
Вместе с тем, заявка на участие в Аукционе, которая подана участником Аукциона ООО "СК "Химспецстрой", содержит предложение о выполнение работ "полимером типа "Элвалой" (или эквивалент)", то есть не содержит конкретные показатели используемого товара.
Таким образом, решение Аукционной комиссии о допуске к участию в Аукционе ООО "СК "Химспецстрой" нарушает часть 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2010 N ИА/23610 "О разъяснении законодательства" в целях надлежащего соблюдения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 N ИА/19712 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части правомерности объединения в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства" отсутствие проектной документации в составе документации о торгах на строительство объекта означает, что заказчиком не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, и является нарушением Закона о размещении заказов.
Согласно информации с Официального сайта проектная документация не включена в состав документации об Аукционе, не размещена Заказчиком на Официальном сайте в полном объеме, а именно отсутствуют чертежи, схемы.
Таким образом, действия Заказчиков, не включивших в состав документации об Аукционе и не разместивших на Официальном сайте проектную документацию, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать порядок оплаты товара, работ, услуг.
В пункте 3 проекта договора установлено, что Заказчик при наличии финансирования и по письменному запросу подрядчика может выплатить подрядчику аванс, который не может превышать 30% от суммы договора.
Таким образом, Заказчиком не установлен порядок оплаты работ, что нарушает пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В пункте 4.2 проекта договора установлено, что подрядчик должен получить письменное разрешение Заказчика на выполнение отдельных видов работ. В случае выполнения отдельных видов работ без письменного разрешения Заказчика, такие работы не оплачиваются.
Вместе с тем, документация об Аукционе не содержит перечня таких отдельных видов работ.
Кроме того, в пункте 5.3.5 проекта договора установлено, что подрядчик обязан после каждого конструктивного слоя разрабатывать и согласовать с Заказчиком состав асфальтобетонной смеси.
Таким образом, Заказчиком не установлены требования к техническим характеристикам работ, а также показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, что нарушает часть 1 статьи 41.6, часть 2 статьи 34 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с пунктом 4.4 проекта договора расходы по организации работ рабочей и приемочной комиссией, в том числе, по обеспечению комиссии автотранспортом, несет подрядчик. Участие в повторном осмотре результатов работ рабочей и/или приемочной комиссией осуществляется Заказчиком на платной основе - 100 000 рублей без учета НДС за каждый осмотр на условиях 100% предоплаты.
В пункте 5.2.19 проекта договора предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечить на условия для работы представителей Заказчика, осуществляющих строительный контроль, с выделением помещения для организации рабочих мест, оборудованных средствами оргтехники, связи (включая мобильную) и транспортом.
В пункте 5.4.2 проекта договора установлено, что подрядчик по указанию заказчика обязан заключить договоры аренды на земельные участки вне границ полосы отвода автомобильной дороги.
Вместе с тем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в документации об Аукционе, не содержит обоснования стоимости организации и обеспечения работ рабочей и приемочной комиссии Заказчика и обеспечения комиссий автотранспортом, представителей Заказчика, осуществляющих строительный контроль, а также стоимость аренды земельных участков, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Пунктом 5.1.5 предусмотрена обязанность подрядчика на основании предписания заказчика удалить с объекта лицо, являющееся сотрудником подрядчика, и обеспечить замену этого сотрудника на другого, приемлемого для заказчика.
Указанные требования противоречат части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, согласно которой кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, а также содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с разделом 7 "Требования к порядку подготовки заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" главы II "Информационная карта" документации об Аукционе участники размещения обязаны представить в составе второй части заявки на участие в Аукционе "копию действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации о допуске к следующим видам работ (в соответствии с "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624):
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
3. Земляные работы
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14)
32.10. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ N 23.35, группы видов работ N 25, 29)
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требований о предоставлении свидетельств о допуске к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. Данное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ВЕТЛАН-строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков нарушения части 4 статьи 11, части 2 статьи 19.1, части 2 статьи 34, частей 1, 4 статьи 41.6, части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 4 статьи 41.9, части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчикам, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 16.01.2012 N К-65/12 соответствующему должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
А.В. Петров |
члены Комиссии: |
С.И. Фелипчук |
|
Ю.А. Черкасова |
|
М.К. Крылова |
|
П.П. Игнатущенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2012 г. N К-65/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2012 г. N ГЗ/00113)
Текст решения официально опубликован не был