Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы
судебных приставов
от 4 декабря 2009 г. N 499
Положение
о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию
См. справку о подготовке нормативных правовых актов отдельных федеральных органов исполнительной власти
См. Инструкцию по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденную приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. N 682
I. Общие положения
1.1. Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и направления их на государственную регистрацию (далее - Положение) определяет единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов ФССП России и направления их на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
1.2. Положение разработано на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609), Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 1998 N 33, ст. 3967; 2005, N 28, ст. 2865), Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527 N 8, ст. 895; 2008, N 17, ст. 1815, N 43, ст. 4921; 2009, N 6 ст. 718, N 31, ст. 3928), постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33 ст. 3895; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29 ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240, N 12, ст. 1443), а также приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2007 N 9449) и от 25.06.2008 N 126 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов".
1.3. При подготовке нормативных правовых актов ФССП России (далее также - акты ФССП России) рекомендуется руководствоваться определением нормативного правового акта и правовой нормы, содержащемся в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации":
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение"*(1).
1.4. Акты ФССП России должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, другим нормативным правовым актам Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции ФССП России.
1.5. Территориальные органы ФССП России и их структурные подразделения не вправе издавать нормативные правовые акты.
1.6. Акты ФССП России издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
II. Виды нормативных правовых актов ФССП России
2.1. ФССП России издает нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, инструкций, положений, а также в виде иных актов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.2. Оформление актов ФССП России в виде служебных писем не допускается.
III. Этапы подготовки нормативных правовых актов ФССП России
3.1. Подготовка актов ФССП России включает следующие этапы:
мероприятия по подготовке проекта акта;
подготовка проекта акта;
мероприятия, направленные на предупреждение включения в проект акта положений, способствующих созданию коррупциогенных условий;
согласование проекта акта;
подписание (утверждение) акта и его регистрация в ФССП России;
направление акта на государственную регистрацию в Минюст России;
сопровождение прохождения государственной регистрации акта в Минюсте России.
IV. Организация работы по подготовке проектов нормативных правовых актов ФССП России
4.1. Подготовка актов ФССП России осуществляется в соответствии с организационно-контрольными документами, планами работы либо по поручению директора ФССП России или лица, исполняющего его обязанности.
4.2. Общее руководство процессом подготовки актов ФССП России осуществляет директор ФССП России, непосредственное руководство - заместитель директора ФССП России, курирующий структурное подразделение центрального аппарата ФССП России (далее - подразделение), ответственное за подготовку акта ФССП России.
4.3. Подготовка проекта акта ФССП России может быть возложена на одно или несколько подразделений с учетом их компетенции.
Если проект акта ФССП России касается компетенции более чем одного подразделения, ответственным за подготовку является то подразделение, компетенция которого затрагивается в наибольшей степени.
4.4. Срок подготовки проекта и издания акта ФССП России устанавливается в соответствующем плане или в поручении лиц, определенных в пункте 4.1 Положения.
Поручение о подготовке проекта акта ФССП России дается подразделениям в соответствии с пунктом 4.3 Положения.
4.5. Для подготовки проекта акта ФССП России, затрагивающего компетенцию различных подразделений, по инициативе подразделения, ответственного за подготовку проекта акта ФССП России (далее - подразделение-исполнитель), и подразделений, участвующих в подготовке проекта акта ФССП России (далее - подразделение-соисполнитель), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по подготовке акта ФССП России принимает заместитель директора ФССП России, курирующий подразделение-исполнитель.
4.6. Начальник подразделения-исполнителя определяет сотрудника, ответственного за подготовку проекта акта ФССП России (далее - ответственный работник), и срок подготовки основных положений проекта акта ФССП России.
4.7. Правовое управление:
проводит юридическую экспертизу проекта акта ФССП России посредством проверки его на соответствие законодательству Российской Федерации и требованиям настоящего Положения;
проводит антикоррупционную экспертизу проекта акта ФССП России;
решает вопрос о необходимости направления на государственную регистрацию акта ФССП России в Минюст России.
Правовое управление принимает участие в непосредственной подготовке проекта акта ФССП России в соответствии с поручением директора ФССП России или лица, исполняющего его обязанности.
V. Подготовка проекта нормативного правового акта ФССП России
5.1. В ходе работы над основными положениями проекта акта ФССП России (далее также - основные положения) ответственный работник собирает и изучает относящиеся к теме проекта:
законодательство Российской Федерации;
международные договоры Российской Федерации;
практику применения действующих нормативных правовых актов;
научную литературу и материалы периодической печати;
судебную практику;
представляемые территориальными органами ФССП России информационные, статистические и другие материалы.
5.2. Работники подразделений-соисполнителей обеспечивают ответственного работника необходимыми для подготовки основных положений материалами, вносят предложения, относящиеся к теме проекта акта ФССП России.
5.3. Основные положения представляются ответственным работником на рассмотрение руководства подразделения-исполнителя.
Основные положения после их одобрения руководством подразделения исполнителя направляются на рассмотрение в подразделения-соисполнители.
При наличии принципиальных замечаний по основным положениям в целях урегулирования разногласий начальник подразделения-исполнителя проводит обсуждение основных положений и замечаний по ним с руководством подразделений-соисполнителей с участием работников этих подразделений, включая ответственного работника.
Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них докладывается заместителю директора ФССП России, курирующему подразделение-исполнителя для принятия им решения. В этом случае к основным положениям проекта акт прилагаются письменные замечания подразделений-соисполнителей и мотивированные возражения подразделения-исполнителя.
Заместитель директора ФССП России, курирующий подразделение-исполнитель, принимает решение об одобрении основных положений либо о возвращении их на доработку.
Указание на официальный источник опубликования является необходимым и в случае ссылки на акты Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений.
В случае воспроизведения в акте ФССП России отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо указания ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату государственной регистрации и регистрационный номер, присвоенный ему при государственной регистрации.
Ссылка в акте ФССП России на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается*(2).
5.4. Дата вступления в силу акта ФССП России определяется календарной датой. Допускается определение сроков указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или истечением периода времени.
5.5. Одновременно с разработкой проекта акта ФССП России, содержащего новые нормативные предписания, должны быть подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений или признании утратившими силу ранее изданных актов ФССП России или их частей по соответствующим вопросам.
5.6. В целях обеспечения контроля за исполнением акта ФССП России в нем определяется должностное лицо, на которое возлагается контроль.
VI. Порядок согласования нормативных правовых актов ФССП России
6.1. Проект акта ФССП России разрабатывается в соответствии с главой II "Правила подготовки и оформления документов (документирование)" Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25.06.2008 N 126.
6.2. Проект акта ФССП России должен быть завизирован работником Управления делопроизводства, уполномоченным осуществлять проверку проектов актов ФССП России на соответствие правилам русского языка (далее - редактор).
6.3. Проект акта ФССП России представляется на согласование в Правовое управление после визирования редактором и согласования проекта с начальниками соответствующих подразделений с приложением заключений независимых экспертов.
6.4. Не допускается представление проекта акта ФССП России на дальнейшее согласование без визы начальника Правового управления.
6.5. На этапе согласования проекта акта ФССП России Правовое управление осуществляет повторную проверку проекта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям Положения, а также на предмет наличия коррупциогенных факторов, выявленных в ходе независимой антикоррупционной и антикоррупционной экспертиз.
В случае несоответствия проекта акта ФССП России законодательству Российской Федерации, требованиям Положения, а также в случае если в проекте акта не устранены выявленные в результате независимой антикоррупционной и антикоррупционной экспертиз коррупциогенные факторы, проект акта подлежит возврату для доработки в подразделение-исполнитель с письменным указанием причин невозможности согласования.
6.6. На этапе согласования ответственный работник прилагает к проекту акта ФССП России нормативные правовые акты, на которые имеются ссылки в проекте, и другие материалы, использованные при подготовке проекта.
6.7. Акты ФССП России подписывает директор ФССП России или лицо, исполняющее его обязанности.
VII. Направление нормативных правовых актов ФССП России на государственную регистрацию в Минюст России
7.1. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации нормативных правовых актов ФССП России принимается Министерством юстиции Российской Федерации после проведения их юридической экспертизы.
7.2. Правовое управление:
обеспечивает соблюдение установленного порядка направления актов ФССП России на государственную регистрацию в Минюст России;
организует сопровождение прохождения государственной регистрации акта ФССП России в Минюсте России;
ведет учет зарегистрированных актов ФССП России, а также актов ФССП России, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, и актов ФССП России, возвращенных без государственной регистрации;
направляет копии актов ФССП России, возвращенных без государственной регистрации, а также актов ФССП России, в государственной регистрации которых отказано, на доработку в подразделения-исполнители;
готовит соответствующие распорядительные документы об отмене актов ФССП России, в государственной регистрации которых отказано, либо актов ФССП России, возвращенных без государственной регистрации и недоработанных в установленные сроки;
направляет в Минюст России информацию об источнике опубликования акта ФССП России, признанного не нуждающимся в государственной регистрации;
осуществляет возврат в Управление делопроизводства подлинников актов.
7.3. Необходимость направления акта ФССП России на государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник Правового управления либо лицо исполняющее его обязанности, на этапе согласования проекта акта ФССП России.
7.4. Подлежащие государственной регистрации акты ФССП России направляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания.
7.5. Направление актов ФССП России на государственную регистрацию осуществляет Правовое управление совместно с Управлением делопроизводства и подразделением-исполнителем.
7.6. Подразделение-исполнитель представляет в Правовое управление в течение трех дней со дня подписания акта ФССП России, подлежащего государственной регистрации, подлинник и пять копий акта, а также его электронную версию, обеспечивая при этом идентичность текста акта ФССП России на бумажном и электронном носителях.
Акты ФССП России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для их документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
Подлинник акта ФССП России и его копии выдаются Управлением делопроизводства под подпись ответственному сотруднику подразделения-исполнителя. После возвращения акта ФССП России из Минюста России подлинник акта ФССП России и соответствующее письмо Минюста России (при его наличии) подлежат направлению в Управление делопроизводства.
Копии актов ФССП России должны быть заверены в установленном порядке и четкими для прочтения. Текст должен располагаться на одной стороне листа и без уменьшения масштаба.
Если акт подписан лицом, исполняющим обязанности директора ФССП России, подразделение-исполнитель представляет в Правовое управление копию распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к акту.
7.7. К акту ФССП России, подлежащему направлению на государственную регистрацию в Минюст России, подразделение-исполнитель прилагает справку (в одном экземпляре), которую подписывает начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности.
В справке отражаются:
а) основания издания акта ФССП России:
- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов) которыми ФССП России самостоятельно или совместно с другими федеральными органами исполнительной власти поручается разработать акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);
- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющих компетенцию ФССП России, в случае издания акта по инициативе ФССП России;
б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных ФССП России, иным органом (организацией) по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, а также информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты, информация об этом также должна быть отражена в справке;
в) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованный при разработке акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);
г) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами;
д) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на интернет-сайте ФССП России, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений*(3).
При наличии в акте ФССП России ссылок на акты ФССП России, признанные не нуждающимися в государственной регистрации, в справке указываются номера и даты писем Минюста России, которыми акты ФССП России признаны не нуждающимся в государственной регистрации.
Если акт ФССП России направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке указываются номер и дата письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо о возвращении акта без государственной регистрации.
В справке указываются фамилии и телефоны руководителя подразделения-исполнителя и ответственного работника.
7.8. На обороте каждого листа подлинника акта ФССП России проставляется подпись начальника Правового управления либо лица, исполняющего его обязанности.
7.9. Направление акта ФССП России на государственную регистрацию сопровождается письмом ФССП России с приложением необходимых документов (подлинника акта, пяти копий акта и электронной версии акта, справки, при необходимости копии приказа о возложении соответствующих обязанностей).
Сопроводительное письмо подписывает заместитель директора ФССП России, курирующий Правовое управление, или лицо, его замещающее.
Направление указанных документов в Минюст России осуществляет уполномоченный работник Правового управления, о чем информируется подразделение-исполнитель в целях обеспечения сопровождения этим подразделением прохождения государственной регистрации акта ФССП России.
7.10. При поступлении в ФССП России запросов Минюста России о представлении на юридическую экспертизу для решения вопроса о государственной регистрации актов ФССП России Правовое управление совместно с подразделением, которое подготовило акт ФССП России, обеспечивает направление таких актов в Минюст России в десятидневный срок.
Информацию по запросу Минюста России Правовое управление направляет с сопроводительным письмом в Управление делопроизводства для получения подлинника акта ФССП России и его копий согласно установленному порядку и в подразделение-исполнитель для исполнения.
VIII. Сопровождение прохождения государственной регистрации нормат
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы судебных приставов от 4 декабря 2009 г. N 499 "Об утверждении Положения о порядке подготовки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.