В соответствии с п. 10.2 решения коллегии ФССП России "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2010 г. и задачах на 2011 год" проведен анализ причин и условий, способствующих совершению корыстных преступлений в территориальных органах ФССП России, по итогам первого полугодия 2011 г.
Установлено, что в первом полугодии 2011 г. уголовные дела по ст. 160 УК РФ были возбуждены в отношении 57 работников (первое полугодие 2010 г. - 61), по ст. 159 УК РФ - в отношении 29 работников (первое полугодие 2010 г. - 26).
В ходе анализа была учтена информация по 72 работникам ФССП России, совершившим хищения денежных средств и имущества должников путем присвоения и мошенничества. Не включены в анализ 14 работников, привлеченных по ст. 159 УК РФ, получавших от граждан денежные средства за совершение действий, которые не входили в их полномочия, либо похищавших денежные средства, не находясь при исполнении прямых должностных обязанностей (2 работника - мошенничество с гостиничными счетами). Кроме того, не учитывалась информация по двум работникам, совершившим хищение имущества должников.
Ущерб от похищенного составил около 4 млн. руб., включая 943 тыс. руб., похищенных с депозита.
Среди учитывавшихся в ходе анализа работников:
2 начальника отдела - старших судебных пристава;
6 заместителей начальников отделов - заместителей старших судебных приставов;
4 специалиста по ведению депозита;
60 судебных приставов-исполнителей.
Средний срок выявления фактов хищений составил 5-6 месяцев. Вместе с тем хищения, совершенные 14 работниками (13 судебных приставов-исполнителей и 1 специалист-эксперт по ведению депозита), были выявлены в кратчайшие сроки - в течение 1 месяца и менее, 6 работниками (4 судебных пристава-исполнителя, 1 заместитель начальника отдела, 1 начальник отдела) - в срок от 2 до 3 месяцев.
Хищения, совершенные 34 работниками, были выявлены после поступления обращений сторон исполнительного производства, 19 работниками - в результате проверок, проведенных старшими судебными приставами (далее - ССП), в остальных случаях - в результате проверок контрольно-ревизионных отделов (далее - КРО) и подразделений противодействия коррупции (далее - ОПК), проводимых как совместно, так и по отдельности.
Динамика совершения преступлений:
в 2010-2011 гг. - 54 работника;
в 2009 г. - 12 работников;
в 2006-2008 гг. - 6 работников.
Преступления были совершены в рамках исполнения 130 исполнительных производств, из них большая часть не была заархивирована.
Исполнительные производства, в рамках которых совершались преступления, не были окончены (как правило, длящиеся, по которым долг погашался частями в течение длительного времени) либо окончены на основании фиктивных сведений (о невозможности взыскания долга в связи с отсутствием имущества, о фактическом исполнении требований исполнительного документа с приложением фиктивных платежных документов).
Анализ показал, что можно выделить пять основных схем, по которым осуществлялись данные преступления.
1. Хищения с использованием квитанционных книжек, когда сумма в корешке исправляется с реальной на меньшую либо дата получения денежных средств - на более позднюю. Данный способ совершения преступления является наиболее легким для выявления. Факты подделки, как правило, выявляются в ходе проверки квитанционных книжек ССП, реже - после жалобы со стороны должника или взыскателя.
Из 72 работников, совершивших хищения, к данному способу прибегли всего 6 (в первом полугодии 2010 г. - около 30).
Реальная вина ССП, допустившего и не выявившего своевременно подобный факт, усматривается только в одном случае.
2. Хищения с использованием квитанционных книжек без признаков исправления сведений в корешках. Корешок квитанционной книжки преднамеренно не заполняется под копировальную бумагу одновременно с квитанциями. В квитанциях, вручаемых должникам, указывается реально полученная сумма, в корешках квитанционных книжек - заниженная сумма, которая и переводится на депозит. Поскольку суммы взысканных по корешкам квитанций денежных средств полностью соответствуют перечисленным, то выявить подобные преступления обычной сверкой с депозитом достаточно трудно. Преступления чаще всего выявляются после поступления жалобы от одной из сторон исполнительного производства либо в результате выборочной сверки с должниками.
К данному способу хищений прибегли 16 работников.
3. Хищения посредством неперевода денег на депозит. Работник, правильно заполняя квитанцию и корешок, просто не переводит деньги на депозит. Чаще всего это незначительные денежные суммы в размере от 500 до 1 500 руб. - долги по административным штрафам. Представляется, что подобные факты хищений должны выявляться сравнительно легко в результате сверки поступивших наличных и перечисленных на депозит денежных средств. Однако в действительности они выявляются не всегда, главным образом из-за недостаточного и несвоевременного контроля со стороны ССП.
Данный способ хищения использовали 11 работников.
В трех случаях усматривается прямая вина ССП, санкционировавших передачу в архив исполнительных производств, оконченных на основании фальсифицированных документов.
4. Хищения без использования квитанционных книжек. Квитанции должнику не выдаются. Вместо квитанций выдаются справки, расписки, постановления о распределении денежных средств, делаются отметки о погашении долга в копиях постановлений о возбуждении исполнительного производства, которые остаются у должников, могут использоваться квитанции неустановленного образца либо квитанционные книжки другого работника. Факты хищений, совершенных подобным образом, как правило, выявляются только после жалобы одной из сторон исполнительного производства, в отдельных случаях - в результате различных проверок, проводимых Службой.
Анализ показал, что это самая распространенная схема хищения. Она была использована 29 работниками.
5. Хищения путем перечисления денежных средств с депозита на счета лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства. Выявляются в ходе проверок КРО, ССП, иногда после жалобы со стороны должника/взыскателя.
Данной схемой хищения денежных средств должников воспользовались 10 работников (в первом полугодии 2010 г. - 2 работника).
Исходя из результатов проведенного анализа, к основным условиям, способствующим совершению корыстных преступлений, следует отнести:
- использование квитанционных книжек устаревшего образца, позволяющих достаточно легко вносить в корешки недостоверную информацию;
- недостаточную информированность, в ряде случаев - излишнюю доверчивость должников, которые часто не настаивают на выдаче квитанции;
- недостаточную эффективность контрольно-ревизионной работы, слабость инновационных методик, повышающих прозрачность движения денежных средств должников. К этой же категории условий относится и состояние депозитных счетов, часто запутанное и запущенное, позволяющее манипулировать с денежными средствами;
- недостаточный уровень контроля со стороны ССП за деятельностью подчиненных, и прежде всего за правильностью ведения исполнительных производств и передачей их в архив.
Говоря о мерах противодействия хищениям, следует отметить, что наиболее эффективными мерами, безусловно, должны являться уход от наличных платежей и переход на безналичную оплату через терминалы, биллинговые системы оплаты, оплаты посредством мобильной связи и т.д.
На сегодняшний день возможность безналичной оплаты существует, главным образом, в столицах субъектов Российской Федерации, к тому же не во всех (платежные терминалы отсутствуют, например, в управлениях ФССП России по Воронежской, Брянской, Белгородской, Курской областям и т.д.).
В ряде управлений, где платежные терминалы установлены, должники пользуются ими неохотно, и банки ставят вопрос об их снятии по причине нерентабельности (Алтайский край, Волгоградская область и др.). Кроме того, как показал анализ, 80% хищений совершено работниками районных отделов судебных приставов, где долг может быть погашен только в ходе личного приема либо адресного обхода приставом.
С учетом того, что альтернативные методы оплаты долга не вытеснят в ближайшие годы использование квитанционных книжек, способы противодействия хищениям должны разрабатываться исходя из сегодняшней ситуации.
Кроме того, представляется, что в вопросе противодействия хищениям основную проблему на сегодняшний день составляют не манипуляции с квитанционными книжками, которые в конечном итоге можно свести к минимуму путем введения квитанционных книжек нового формата и ужесточением мер контроля. Основная проблема, на наш взгляд, которая требует применения более глубоких мер, - это эффективное противодействие хищениям с депозитных счетов.
Например, КРО УФССП России по Ульяновской области, осуществивший в начале 2010 г. проверку финансовой деятельности Вешкаймского районного отдела судебных приставов, выявил недостачу на депозитном счете отдела в размере 383 тыс. руб., образовавшуюся в течение 2008-2009 гг. Однако для того, чтобы выявить хотя бы одно лицо, причастное к хищению хотя бы части данных денежных средств (по состоянию на 01.07.2011 доказано только хищение 40 тыс. руб.), и добиться его привлечения к уголовной ответственности, потребовалась многомесячная напряженная работа со стороны работников отдела противодействия коррупции.
В то же время внедрение в территориальных органах подсистемы "ПК отдела судебных приставов" автоматизированной информационной системы ФССП России (далее - ПК ОСП), которое на сегодняшний день практически завершено, будет способствовать выявлению подобных преступлений.
Для устранения причин и условий, способствующих хищению денежных средств должников, предлагаю:
1. Продолжить практику проверки квитанционных книжек ССП не реже одного раза в месяц. Не допускать случаев, когда судебный пристав-исполнитель под различными предлогами отказывается немедленно предъявить для проверки квитанционную книжку. По каждому подобному факту информировать ППК.
2. Ввести в практику и постоянно увеличивать количество встречных сверок с должниками с целью выявления несоответствия сумм, отраженных в корешках квитанционных книжек, с реально полученными от должников суммами. Для упрощения процедуры встречных сверок обязать судебных приставов-исполнителей указывать в корешках квитанционных книжек номера мобильных телефонов должников, внесших денежные средства наличными. К процедуре встречных сверок привлекать заместителей старших судебных приставов, кураторов отделов по линии организации исполнительного производства и работников ОПК с использованием "ПК отдела судебных приставов".
3. Уделять внимание правомерности перечисления денежных средств, хранящихся на счетах структурных подразделений более 3 лет.
4. Проводить ежегодную инвентаризацию сумм остатков денежных средств, находящихся на счетах отделов судебных приставов, и принимать меры по их уменьшению.
5. Организовать на постоянной основе с использованием подсистемы ПК ОСП сверку (сплошным методом) денежных средств, поступивших на депозитные счета отделов судебных приставов территориальных органов (далее - ОСП), с фактическими суммами, взысканными с должников в рамках исполнительных производств.
6. Обеспечить в ходе плановых проверок, проводимых контрольно-ревизионным отделом УД ФССП России, участие работников отделов организации исполнительного производства в выборочных встречных сверках денежных средств, поступивших на депозитные счета ОСП, с фактическими суммами, взысканными с должников по исполнительным производствам.
7. Принять меры по улучшению информированности сторон исполнительного производства о правилах оплаты долга, для чего информацию о порядке принятия наличных денег судебными приставами-исполнителями разместить на сайтах территориальных органов в разделе "Деятельность" - "информация для граждан и организаций", в местных печатных изданиях.
Кроме того, в доступной форме и формате, привлекающем внимание, размещать информацию на стендах в отделах судебных приставов, кабинетах судебных приставов, а также в виде листовок-памяток в вестибюлях управлений и структурных подразделений управлений. Целесообразно также вручать подобные листовки-памятки должникам вместе с постановлениями о возбуждении исполнительного производства. В памятках крупным шрифтом отражать наиболее важные моменты, касающиеся правил принятия наличных денежных средств.
О результатах доложить в УПК до 15 апреля 2012 г. по адресу электронной почты: trunaeva@fssprus.ru.
Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 10 ноября 2011 г. N 12/12-27518-АП "О мерах по противодействию корыстным преступлениям в ФССП России"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., N 1