I. Область применения
Реконструкция с применением санации трубопроводов активно развивается на протяжении последних 50 лет в связи с урбанизацией, ростом темпов строительства городов, уплотнением застройки и одновременным старением инженерной инфраструктуры. Технологии бестраншейного ремонта особенно востребованы в настоящее время. Открытые способы ремонта и перекладки трубопроводов различного назначения в условиях городской застройки и насыщенности коммуникаций стали невозможными или требуют огромных капиталовложений.
Благодаря различным методам санации исключаются риски, связанные с обрушениями зданий, осадкой фундаментов, смещениями подземных сооружений, причинением повреждений постройкам различного назначения, нарушением движения транспорта.
Одним из наиболее прогрессивных и востребованных способов реновации трубопроводов является санация покрытием в виде мягкого полимерного рукава - "чулком". В данной технологической карте описана технология облицовки внутренней поверхности трубопровода шлангом: чулком "Феникс".
Сущность способа - это протягивание в восстанавливаемый трубопровод гибкого полимерного рукава выполненного из мягкого материала, пропитанного тем или иным видом смолы, с последующей полимеризацией и отвердением пропиточной композиции.
Основные преимущества технологии санации чулком:
Сокращение затрат на проектирование и строительство за счет использования действующей трассы трубопровода и отсутствия необходимости ее удаления.
Полная безопасность для коммуникаций, проходящих рядом с санируемым трубопроводом.
Высокая скорость прокладки.
Минимальный объем земляных работ.
Возможность прокладки на участках с изгибами до 90°.
Экологичность.
Высокая коррозийная стойкость.
Минимальное уменьшение поперечного сечения действующего трубопровода.
Увеличение скорости движения транспортируемой среды за счет низкой шероховатости материала внутренней поверхности.
Высокая стойкость к абразивному износу.
Расчетный срок службы составляет более 50 лет.
Минимальный размер строительной площадки.
Не требует применения громоздкой строительной техники и оборудования.
Особенностью является температурное ограничение для проведения работ, не менее +4°С.
II. Организация и технология выполнения работ
Зарядка спецмашины Феникс
1. Подготовка места размотки чулка-лайнера
Перед началом работ на строительной площадке, в непосредственной близости от ремонтируемого трубопровода, освобождается место достаточное для размотки шланга-чулка необходимой длинны. Расстилается тканый "стол", на котором будет разматываться шланг-чулок. При необходимости монтируется навес.
В процессе принимают участие - 5 человек, из них:
- 4 рабочих;
- крановщик.
2. Расстановка банок с клеем и затвердителем
В зависимости от диаметра чулка - лайнера и его длинны, в соответствии с таблицей рецептов, подготавливается необходимое количество клея и затвердителя.
В процессе принимают участие - 3 человека, из них:
- 2 рабочих;
- водитель автомобиля-рефрижератора.
3. Выгребание двухкомпонентного клея вручную
Далее емкости вскрываются и смешиваются.
Внимание! Все работы должны производиться квалифицированным персоналом. При осуществлении процесса следует соблюдать меры предосторожности, предусмотренные при работе с химическими материалами.
В процессе принимают участие - 3 человека, из них:
- 3 рабочих;
- водитель автомобиля-рефрижератора.
4. Смешивание двухкомпонентного клея
Смешивание клея происходит с помощью электрического миксера. В зависимости от объемов необходимого клея, могут применяться несколько миксеров. Основная цель - достичь однородности клеевого состава в установленный временной промежуток.
В процессе принимают участие - 7 человека, из них:
- 3 рабочих;
- 2 оператора электромешалок;
- оператор ПЭС;
- водитель автомобиля-рефрижератора.
5. Заливка двухкомпонентного клея в шланг-чулок
Подготовленный чулок-лайнер крепится на специальной стойке с воронкой и начинается заправка его готовым клеевым составом.
Внимание! Все работы должны производится квалифицированным персоналом. При осуществлении процесса следует соблюдать меры предосторожности, предусмотренные при работе с химическими материалами.
В процессе принимают участие - 3 человека.
6. Отмотка чулка-лайнера
Заправленный клеевым составом чулок-лайнер, смотанный на специальном барабане, готовится к заправке в реверсивный блок установки Феникс и при помощи домкрата приподнимается на необходимую высоту. При этом во избежание залипания пропитанного чулка, его поверхность обрабатывается подсолнечным маслом.
В процессе принимают участие - 4 человека.
7. Заправка чулка-лайнера в установку Феникс
Подготовленный чулок-лайнер прогоняют через вальцы и заправляют в установку Феникс, В процессе заправки есть несколько важных моментов: во-первых - это правильное расположение готового чулка-лайнера на вальцах, во-вторых - равномерность заправки чулка в установку. Первым моментом достигается равномерность пропитки чулка клеевым составом. Вторым - правильной укладкой чулка внутри установки, что позволит достичь необходимого результата.
В процессе принимают участие - 5 человека:
- оператор установки Феникс и его помощник;
- 3 рабочих.
Подготовка газопровода к приклеиванию тканевого шланга
1. Прибытие на объект, маневрирование
По прибытию, автоколонна начинает маневрирование на строительной площадке. Задача маневрирования - установить оборудование и механизмы на строительной площадке для наиболее удобного использования его в технологическом процессе санации трубопровода. Так же происходит установка предупредительных знаков, ограждения и световой сигнализации (если работы производятся на проезжей части). Работы проводятся в застроенной части города Москва, поэтому маневрирование техники сопряжено со сложной организацией движения автотранспорта в городской черте.
В процессе принимают участие водители автотранспорта - 8 человек.
2. Очистка трубопровода от конденсата
Удаляется полиэтиленовая пленка, которая предохраняет предварительно очищенный трубопровод от влаги и грязи. При необходимости, для удаления конденсата из трубопровода используются поролоновые и резиновые пыжи, закрепленные на тросе лебедки. На диаметрах до 500 мм используются компрессоры производительностью 10,5 м3/мин, на последующих производительностью 30 м3/мин.
В процессе принимают участие - 7 человека, из них:
- 2 рабочих;
- 2 оператора илососов;
- оператор компрессора;
- оператор лебедки;
- крановщик.
3. Подготовка трубы в котловане (вход)
Удаляется полиэтиленовая пленка, которая предохраняет предварительно очищенный трубопровод от влаги и грязи. Торцы или технологические отверстия обрабатываются так, чтобы не повредить чулок-лайнер. При этом изолируется кромка трубы для дальнейшей ее сварки с другим участком трубы.
В процессе принимают участие - 7 человек, из них:
- 4 рабочих;
- оператор ПЭС;
- 2 оператора электрошлифовальных машин.
4. Подготовка трубы в котловане (выход)
Удаляется полиэтиленовая пленка, которая предохраняет предварительно очищенный трубопровод от влаги и грязи. Торцы или технологические отверстия обрабатываются так, чтобы не повредить чулок-лайнер. При этом на выходе трубопровода монтируется лайнероуловитель, цель которого остановить движение чулка.
В процессе принимают участие - 7 человека:
- 4 рабочих;
- оператор ПЭС;
- 2 оператора электрошлифовальных машин.
5. Подготовка установки Феникс
Установка Феникс установлена непосредственно перед входным котлованом. Раскладываются шланги для отвода паровоздушной смеси и соединяются с конденсирующей емкостью. Подсоединяется компрессор.
В процессе принимают участие - 2 человек:
- оператор установки Феникс;
- оператор компрессора.
Инверсия тканевого шланга в восстанавливаемом газопроводе
1. Заправка чулка в трубу
Заправленный в установку Феникс чулок-лайнер под давлением начинает выходить из установки, "выворачиваясь наизнанку" клеевой стороной наружу. По направляющему конусу, который предварительно направлен в сторону котлована с трубопроводом чулок-лайнер заправляется в трубу.
В процессе принимают участие - 7 человек, из них:
- оператор установки Феникс и его помощник;
- оператор компрессора;
- 4 рабочих.
2. Санация-инверсия
Благодаря постоянно поддерживаемому давлению в чулке-лайнере, он равномерно движется по трубопроводу, прилипая к его стенкам. Важно достичь полного прилегания чулка к стенкам, для того, что бы в последующем было сформировано покрытие трубопровода с заданными параметрами.
Внимание! Все работы должны производиться квалифицированным персоналом. При осуществлении процесса следует соблюдать меры предосторожности, предусмотренные техникой безопасности на строительной площадке и особенностью процесса.
В процессе принимают участие - 4 человека, из них:
- оператор установки Феникс и его помощник;
- оператор компрессора;
- 1 рабочий.
Интенсификация затвердения эпоксидного клея между газопроводом и тканевым шлангом
1. Подготовка к прогреву и прогрев (интенсификация)
Когда шланг-чулок достигает лайнероуловителя - начинается следующий этап. С помощью специальных игл со шлангами нарушается герметичность шланга-чулка для подачи в него пара. При постоянном давлении из парогенератора в трубопровод подается пар, который необходим для приобретения клеевым составом заданных свойств. Длительность прогрева зависит от многих факторов, в частности от глубины залегания трубопровода или от температуры внешней среды и т.д.
Внимание! Все работы должны производиться квалифицированным персоналом. При осуществлении процесса следует соблюдать меры предосторожности, предусмотренные техникой безопасности на строительной площадке и особенностью процесса.
В процессе принимают участие - 6 человек, из них:
- 2 оператор илососа;
- оператор установки Феникс с помощником;
- оператор компрессора;
- рабочий.
Охлаждение паровоздушной смеси, поступающей из парогенератора в восстанавливаемый газопровод
1. Охлаждение
После достижения температурной обработкой необходимого состояния чулка, начинается процесс охлаждения. Данный процесс может длиться от 2 до 8 часов в зависимости от различных факторов. Процесс охлаждения считается законченным при достижении температуры ниже 30°С, которая замеряется на заднем верхнем конце чулка-лайнера.
В процессе принимают участие - 6 человек, из них:
- 2 оператор илососа,
- оператор установки Феникс с помощником
- оператор компрессора
- рабочий.
Демонтаж спецустройств для отвода паровоздушной смеси, установленных на газопроводе
1. Демонтаж технологических отходов
После завершения процесса охлаждения, технологические отходы клея и шланга-чулка на входе и выходе демонтируются и грузятся краном-манипулятором на самосвал для дальнейшей утилизации.
В процессе принимают участие - 8 человек, из них:
- 3 рабочих;
- оператор ПЭС;
- 2 оператора электрошлифовальных машин;
- крановщик;
- водитель самосвала.
2. Сбор оборудование, уборка территории
В процессе принимают участие - 12 человек.
3. Подготовка установки Феникс к транспортировке
В процессе принимают участие - 7 человек.
Окончательная очистка
В процессе принимают участие - 7 человека, из них:
- 2 рабочих;
- 1 оператор илососа;
- оператор лебедки;
- крановщик.
Окончательный телеконтроль
В процессе принимают участие - 5 человек:
- оператор системы телеконтроля и его помощник;
- крановщик;
- два рабочих в котлованах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Технологическая карта санация газопроводов по технологии "Феникс" (утв. Комитетом г. Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве от 22 сентября 2011 г. N 06-66.4.2-0007-11)
Текст технологической карты официально опубликован не был