В целях недопущения нарушений норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказов на оказание услуг в сфере строительства ФАС России разъясняет следующее.
1. Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, и является неотъемлемой частью документации о торгах.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Следовательно, документация о торгах, а равно и проектная документация, должна соответствовать требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов. Так, в случае содержания в проектной документации указания на товарный знак, заказчик обязан в документации о торгах указать параметры эквивалентности данного товара, а также на возможность использования эквивалента. Указанные требования Закона о размещении заказов могут быть исполнены заказчиком путем включения в состав документации о торгах ведомости работ, технического задания и т.п.
Как следует из Обращения, такие документы (ведомость работ, техническое задание), как правило, содержат в своем составе отличные характеристики применяемых материалов от указанных в проектной документации.
Однако руководствуясь частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов, заказчик должен установить параметры эквивалентности, то есть характеристики товара, которым должен соответствовать поставляемый или используемый товар, с целью определения его соответствия потребностям заказчика. В случае, содержания в документации о торгах указания на товарный знак товара, заказчик также должен установить соответствующие характеристики такого товара, которым будут соответствовать товары иных товарных знаков, а не отличные от него характеристики.
При этом, в качестве рассматриваемых характеристик товара должны быть указаны характеристики, влияющие на потребительские и функциональные свойства такого товара, соответствующие, в том числе, товарам иных торговых марок (товарных знаков).
Подпунктом а) пункта 3) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
Таким образом, в случае содержания в документации о торгах параметров эквивалентности товара, участник размещения заказа должен в первой части заявки указать значения соответствующих параметров предлагаемого для выполнения работ товара, а также согласие. В случае указания в документации о торгах на товарный знак товара, участник в первой части заявки на участие в торгах указывает характеристики товара, эквивалентности, которые должны соответствовать параметрам, установленным документацией о торгах.
В случае отсутствия в документации о торгах характеристик используемого для выполнения работ товара, участник размещения заказа в первой части заявки на участие в торгах представляет только согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Комиссия заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в торгах проверяет заявки на соответствие требованиям, в том числе, установленным документацией о торгах. Таким образом, в случае установления параметров эквивалентности товара, используемого при выполнении работ, а также при условии, что документация о торгах содержит требование о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак, участник размещения заказа, представивший в составе первой части заявки на участие в торгах только согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, не допускается комиссией заказчика к участию в торгах.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установлено, что лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (далее - заказчик) физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, у лица, выполняющего инженерные изыскания, отсутствует обязанность по организации и координации таких работ.
Учитывая вышеизложенные положения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерством регионального развития Российской Федерации введен приказ от 26.05.2011 N 238 "О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ), в соответствии с которым пункт 7 раздела I Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, (далее - Перечень) исключен из данного Перечня. Согласно пункту 3 Приказа, данный нормативно-правовой акт вступает в силу с 13.01.2012.
На основании вышеизложенного, ФАС России сообщает, что до вступления в законную силу Приказа с целью обеспечения допуска участников размещения заказа и развития конкуренции при участии в процедуре размещения заказа наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий не требуется, в связи с чем заказчики не вправе в документации о торгах устанавливать обязательное требование о наличии у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации инженерных изысканий.
Таким образом, по мнению ФАС России, условием допуска к участию в торгах на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, учитывая положения Приказа, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям, в том числе до момента вступления в законную силу Приказа.
3. В соответствии с письмом ФАС России от 23.05.2011 N ИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к такому виду работ как работы по организации строительства.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень видов работ) вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включает подвиды, в том числе, 33.1 "Промышленное строительство", 33.2 "Транспортное строительство", 33.3 "Жилищно-гражданское строительство" и т.д.
Кроме того, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.11.2010 N 1042 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" такое свидетельство должно содержать приложение с указанием всех видов и подвидов работ, допуск к которым имеет юридическое лицо.
Таким образом, установление требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства, не ограничивает заказчика в установлении требования о наличии допуска к конкретным подвидам работ по организации строительства.
4. В соответствии с частью 2.1. статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование к участникам размещения заказа о выполнении ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
В случае установления заказчиком, уполномоченным органом в документации об открытом аукционе в электронной форме требования, предусмотренного частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство.
Следует отметить, что указанные документы могут быть представлены участниками размещения заказа в отношении любых объектов капитального строительства, отнесенных к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, в том числе если такие работы выполнялись по коммерческим контрактам и в других регионах Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 243-ФЗ) в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдается. Статьей 16 Закона N 243-ФЗ установлено, что Закон N 243-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, в случае выполнения участником размещения заказа указанных работ до дня официального опубликования Закона N 243-ФЗ - 22 июля 2011 г., участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки на участие в торгах копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и копию акта приемки объекта капитального строительства. Непредставление указанных документов является основанием для признания заявки на участие в открытом аукционе несоответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. В случае если указанные работы выполнялись после 22 июля 2011 г. участник размещения заказа должен представить в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме копию акта приемки объекта капитального строительства, при этом предоставление копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения заказов на оказание услуг в сфере строительства.
Объект капстроительства возводится, реконструируется на основании проектной документации. Она содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, и является неотъемлемой частью документации о торгах.
В проектной документации может быть указание на товарный знак. В этом случае заказчик обязан в документации о торгах отразить параметры эквивалентности данного товара, а также возможность использовать эквивалент.
Условие допуска к участию в торгах на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капстроительства - у участника размещения заказа обязательно должно иметься свидетельство о допуске к отдельным видам указанных работ. Оно должно содержаться в документации о торгах.
Заказчик вправе требовать, чтобы у участника размещения заказа было свидетельство о допуске к работам по организации строительства. При этом он также может установить условие о наличии допуска к конкретным подвидам таких работ.
Если участник размещения заказа выполнил капитальный ремонт объекта до 22 июля 2011 г., он должен предоставить в составе заявки на участие в торгах копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, акта приемки. Непредставление этих документов - основание для признания заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме несоответствующей требованиям.
Если упомянутые работы проводились после 22 июля 2011 г., участник размещения заказа должен представить в составе II части заявки на участие в таком аукционе копию акта приемки объекта капстроительства. Копию разрешения на ввод последнего в эксплуатацию направлять не нужно.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказов на оказание услуг в сфере строительства (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России