Решение Верховного Суда РФ от 30 января 2012 г. N ГКПИ11-2219
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N АПЛ12-157 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Ивашовой О.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хайдриха Р.-Т.-О.Р. о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, установил:
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, изданным в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Хайдрих Р.-Т.-О.Р. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации указанное Положение в части абзаца первого пункта 24, согласно которому при выходе из гражданства Российской Федерации на основании части 1 статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 4) представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявитель считает, что правило, обязывающее при выходе из российского гражданства представлять гарантии приобретения иностранного гражданства, противоречит части первой статьи 19 Федерального закона и нарушает его права на изменение гражданства в форме выхода, отказа от него посредством свободного волеизъявления.
Хайдрих Р.-Т.-О.Р. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Президента Российской Федерации, заинтересованного лица по делу, Глебов И.Н. в своих возражениях указал на то, что требование о необходимости представления документа полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства основано на нормах международного права и федерального закона, права и свободы заявителя не нарушает.
Обсудив приведенные в заявлении доводы, выслушав возражения представителя заинтересованного лица Глебова И.Н., исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.
В соответствии с Федеральным законом Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 29); форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33).
Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 14 ноября 2002 г. N 1325 утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям для прекращения гражданства Российской Федерации. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2002 г. N 46, "Российской газете" 19 ноября 2002 г.
Утверждение заявителя о незаконности пункта 24 этого Положения в части, обязывающей лиц при выходе из гражданства Российской Федерацией представлять документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, лишено правовых оснований.
Федеральным законом установлено, что гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (абзац второй статьи 3); выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона (часть 1 статьи 19); выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (пункт "в" статьи 20).
Таким образом, в силу приведенных законоположений лицо не может произвольно избавиться от гражданства, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, и стать лицом без гражданства, его добровольное волеизъявление является основанием для выхода из гражданства Российской Федерации, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства.
Пункт 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации детализирует нормы Федерального закона, включая в состав документов, необходимых для выхода из российского гражданства, документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства.
Обязанность предоставить гарантии иностранного гражданства возлагается на лиц, намеренных выйти из российского гражданства, основана на нормах федерального закона, каких-либо прав и свобод заявителя не нарушает.
Доводы заявления о нарушении прав, установленных статьей 15 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), не соответствуют содержанию этой статьи, которая не определяет процедуру выхода из гражданства.
Вместе с тем, в других международных актах содержатся нормы, препятствующие утрате лицом гражданства без приобретения гражданства другого государства. В частности, пунктом 1 статьи 8 Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), участником которой является Россия, установлено, что каждое государство - участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.
Россия, несмотря на отсутствие ратификации этой Конвенции, в силу статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.
С учетом изложенного доводы о незаконности оспариваемой нормы являются необоснованными, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Хайдриха Р.-Т.-О.Р. о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 30 января 2012 г. N ГКПИ11-2219
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N АПЛ12-157 настоящее решение оставлено без изменения