Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2012 г. N 91-Н12-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Старкова А.В.,
судей - Скрябина К.Е. и Безуглого Н.П.,
при секретаре Волкове А.А.
рассмотрела в судебном заседании заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. об отказе в реабилитации Воробьева И.Е.
Заслушав доклад судьи Старкова А.В., объяснения X. полагавшего, что Воробьев И.Е. подлежит реабилитации, выступление прокурора Ковалевской И.О., поддержавшей заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., судебная коллегия установила:
Особым совещанием при МГБ СССР 20 июля 1949 года Воробьев И.Е., арестованный 21 июля 1948 года, за службу в немецкой полиции, шпионскую деятельность и незаконное хранение оружия (без ссылки на закон) заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.
Как видно из материалов уголовного дела, Воробьев И.Е. был осужден за измену Родине путем перехода на сторону врага, способствование немецким властям в установлении их режима в период Великой Отечественной войны, добровольное поступление на службу в полицию, выполнение охранных функций, а также за то, что после окончания Отечественной войны с фашистской Германией он до дня ареста незаконно хранил пистолет системы "ТТ".
Действия Воробьева И.Е. квалифицированы по ст. 58.1 "а" и ч. 1 ст. 182 УК РСФСР (т. 1, л.д. 25, 180-181; обвинительное заключение, т. 2, л.д. 457-460).
Определением Судебной коллегии по уголовным дела Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2011 года Воробьев И.Е. признан обоснованно осужденным по ст. 182 ч. 1 УК РСФСР и не подлежащим реабилитации, заключение в части отказа в реабилитации Воробьева И.Е. по ст. 58.1 "а" УК РСФСР отменено и дело передано в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для дополнительной проверки.
В поступившем после дополнительной проверки Заключении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. об отказе в реабилитации Воробьева И.Е. указывается, что факт службы Воробьева И.Е. в немецкой полиции и в качестве агента немецкой разведки в 1942 году и в начале 1943 года доказан материалами дела, а также дополнительной проверкой, проведенной по его жалобе, поэтому по настоящему делу Воробьев И.Е. по ст. 58.1 "а" УК РСФСР осужден обоснованно и реабилитации не подлежит.
Исследовав материалы уголовного дела, судебная коллегия считает, что Заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. является обоснованным.
Как видно из материалов уголовного дела и правильно указано в Заключении, вина Воробьева И.Е. подтверждается показаниями самого осужденного, данными им при допросах в качестве обвиняемого, в которых он не отрицал, что с августа 1942 года по февраль 1943 года служил у немцев полицейским, нес патрульную и охранную службу, конвоировал арестованных в немецкую комендатуру, в ноябре 1942 года был завербован в качестве агента немецкой разведки.
Приведенные выше показания Воробьева И.Е. полностью подтверждаются показаниями свидетелей М., С., А., К., Н., О., В., В., В., С., В., Ф ., П., Я., С., Р., С., Я., П. из которых следует, что Воробьев И.Е. самостоятельно изъявил желание служить в полиции, выполнял охранные функции, конвоировал арестованных, был завербован и работал в качестве тайного немецкого агента.
Доводы Воробьева И.Е., приведенные в его жалобе от 16 марта 1954 года на имя председателя Президиума Верховного Совета СССР, о том, что в действительности с июня 1942 года он являлся членом конспиративной подпольной группы Рашневского с/с, созданной подпольным окружным комитетом ВКП(б) Псковского округа для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, и в полицию поступил по заданию подпольного центра и подпольной группы, были надлежащим образом проверены и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку из материалов уголовного дела и проведенной УКГБ по Псковской области дополнительной проверки, в том числе из показаний свидетелей С., Я., К., А ., а также из представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации архивных документов видно, что в Рашневском с/с подпольная группа не создавалась и не существовала, а Псковский окружной комитет ВКП(б) на территории Псковской области был организован 2 февраля 1944 года, в списках членов Окружкома и в списках членов группы Псковского подпольного межрайонного партийного центра N 1 Воробьев И.Е., не значится.
Что касается приведенных в указанной выше жалобе Воробьева И.Е. доводов о том, что он впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе партизанских отрядов, то они в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года N 1761-1 не являются основанием для реабилитации Воробьева И.Е по ст. 58.1 "а" УК РСФСР.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Воробьев И.Е. обоснованно подвергнут уголовной репрессии по ст. 58.1 "а" УК РСФСР. Правовая оценка его действиям дана правильно.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 9, 10 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 года N 1761-1, ст. 407-408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
признать Воробьева И.Е. обоснованно осужденным по ст. 58.1 "а" УК РСФСР и не подлежащим реабилитации.
Председательствующий |
Старков А.В. |
Судьи |
Скрябин К.Е. |
|
Безуглов Н.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2012 г. N 91-Н12-1
Текст определения официально опубликован не был