Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Кашиной М.Н.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Доронкина А.С.,
главного государственного инспектора правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Мироненко П.А.,
главного специалиста-эксперта отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Федирко А.И.,
при участии представителей ООО "Рош Диагностика Рус" Князевой Е.С., Шалупина А.В., Сальникова А.В., представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Новикова А.А., представителей Департамента здравоохранения города Москвы Гетмановой М.А., Ачикалова А.В., Левина О.Б.,
рассмотрев жалобу ООО "Рош Диагностика Рус" (далее - Заявитель) на действия Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса на право заключения контракта на "поставку, установку и ввод в эксплуатацию лабораторного медицинского оборудования для оснащения Лечебно-профилактических учреждений города Москвы в рамках "Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг" Лот 1 "Поставка, установка и ввод в эксплуатацию анализаторов для клинических исследований" (далее - Лот 1), Лот 2 "Поставка, установка и ввод в эксплуатацию анализаторов клинической химии" (далее - Лот 2) (номер извещения 0173200001411002762) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установила:
в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Начальная (максимальная) цена государственного контракта установлена с нарушением законодательства о размещении заказов.
2. Техническое задание Конкурсной документации содержит ряд клинико-технических параметров, которые в совокупности указывают на оборудование конкретного производителя, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов.
- По лоту N 1 позиция N 1 "Автоматический гематологический анализатор с автоматическим определением ретикулоцитов" с наличием среднего объема ретикулоцитов, исследования ликвора, анализа в режиме CBC/Diff, в час не менее 120.
По лоту N 1 позиция N 2 "Автоматический гематологический анализатор с дифференцировкой лейкоцитов по 5 популяциям и автоматической подачей пробы" с объемом образца в автоматическом/ручном режиме при исследовании в режиме СВС, мкл не более 50, объемом образца в автоматическом/ручном режиме при исследовании в режиме CBC/Diff, мкл не более 100.
По лоту N 1 позиция N 3 "Автоматический гематологический анализатор с дифференцировкой лейкоцитов по 3 популяциям" с производительностью, исследований в час, не менее 60, с минимальным аспирируемым объемом пробы, мкл, не более 10.
По лоту N 2 позиция N 1 "Автоматический биохимический анализатор производительности более 1800 фотометрических тестов в час" с производительность фотометрических тестов/час, не менее 1800, с минимальным объемом реакционной смеси, мкл, не более 120.
По лоту N 2 позиция N 4 "Автоматический биохимический анализатор производительности более 250 фотометрических тестов в час" с наличием одноразового типа измерительных ячеек, с количеством типов тестов на борту, не менее 40.
По лоту N 2 позиция N 5 "Иммунохемилюминесцентные анализаторы" с возможностью определения специфических IgE.
3. Техническое задание Конкурсной документации содержит оборудование технологически и функционально не связанное между собой, что ограничивает количество участников размещения заказов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
27.12.2011 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса с начальной (максимальной) ценой государственного контракта по Лоту 1 - 288 687 950, 00 рублей, по Лоту 2 -612 000 000, 00 рублей.
1. Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила формирования) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
В соответствии с пунктом 4 Правил оценки настоящие правила подлежат применению при размещении заказов на поставку медицинского оборудования в случае, если предполагаемая начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что на основе предложений о ценах на медицинское оборудование, полученных от производителей и (или) уполномоченных представителей, заказчик, уполномоченный орган устанавливают начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), равную средней цене (либо не более средней цены) предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
На заседании Комиссии установлено, что Аналитическая справка по формированию начальной (максимальной) цены контракта по конкурсу на право заключения государственного контракта на поставку, установку и ввод в эксплуатацию лабораторного медицинского оборудования для оснащения Лечебно-профилактических учреждений города Москвы в рамках "Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг" Конкурсной документации содержит начальную (максимальную) цену контракта по каждому лоту, равную средней цене предполагаемого к закупке медицинского оборудования.
Таким образом, данные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о размещении заказов и Правил.
2. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии в ходе анализа представленных материалов и сведений установлено, что по совокупности всех заявленных характеристик по позиции N 1 лота N 1 подходит не менее двух имеющихся на российском рынке автоматических анализаторов: Pentra DX 120 производства Horiba и Advia 2120i производства Siemens, по позиции N 2 лота N 1 требуемым характеристикам соответствуют: Pentra XL 80 производства Horiba и AST 5 DIFF AL производства Beckman Coulter, no позиции N 3 лота N 1 требуемым характеристикам соответствуют: Micros ES 60 производства Horiba ABX, Emerald производства Abbot, Mythik 18 производства Cormay, MicroCC-20Plus производства HTI, по позиции N 1 лота N 2 требуемым характеристикам соответствуют: Advia 2400 производства Siemens, AU 5400 производства Beckman Coulter, no позиции N 4 лота N 2 требуемым характеристикам соответствуют: Dimension Xpand производства Siemens, Konelab Prime 30i производства Thermo Fisher.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что требование о необходимости поставки иммунохемилюминесцентных анализаторов с возможностью определения специфических IgE применимо исключительно к анализатору Immulite 2000 производства компании Siemens, что исключает возможность поставки аналогичного товара.
Данные требования нарушают части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов и содержат признаки признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
В соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках лота N 1-2 объединено 6 и 5 видов анализаторов соответственно.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Лот 1 содержит оборудование для исследования крови и мочи, объединенное возможностью исключить в части цинтрифугирования внутри лаборатории преаналитический этап для диагностики неотложных состояний в экспресс-лабораториях, клинико-диагностических лабораториях, без прерывания потока исследований, в отделениях анестизиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, приемном отделении с возможностью в кратчайшие сроки (не более 10 минут) выдать результат исследования. Данные мероприятия представляют собой комплекс, перед которым стоит задача быстрой и качественной лабораторной диагностики, в том числе, полного и всестороннего обследования.
Также на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что анализаторы, объединенные в Лоте 2, требуют предварительного центрефугирования клинического материала (цельной крови, для получения сыворотки крови), способны определять более 500 показателей, и максимально эффективны при постановке клинического (заключительного) диагноза.
При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что данное оборудование технологически и функционально не связанно между собой и объединение в один лот такого оборудования ограничивает количество участников размещения заказов.
Таким образом, данные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Рош Диагностика Рус" обоснованной в части ограничения количества участников размещения заказа, путем указания технических характеристик требуемого к поставке оборудования, которым отвечает единственный производитель товара (лот N 2, позиция 5).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 30.01.2012 N К-130/12 соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущая заседание Комиссии: |
М.Н. Кашина |
члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
А.С. Доронкин |
|
П.А. Мироненко |
|
А.И. Федирко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2012 г. N К-130/12 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов" (доведено письмом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2012 г. N ГЗ/00225)
Текст решения официально опубликован не был