Департамент государственного регулирования в экономике и развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
Частью 4.1. статьи 9 Закона установлено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В целях управления валютными рисками пунктами 6 и 7 части 4 статьи 22 Закона заказчику предоставляется право установить в документации о торгах и в заключаемом государственном контракте валюту контракта иную, чем российский рубль, и определить порядок пересчета в рубли для осуществления платежей по контракту. Привязка валюты к курсу пересчета в рубли не противоречит требованию Закона о твердой цене контракта.
За разъяснениями по вопросу возможности заключения контракта в иностранной валюте с точки зрения бюджетного законодательства Российской Федерации следует обратиться в Минфин России.
Вместе с тем, следует отметить, что в случае, если государственный контракт заключен в рублях (без привязки к валюте) риски от колебаний курсов валют являются коммерческим рисками поставщиков, подрядчиков, исполнителей по контрактам и не должны покрываться за счет бюджетных средств по следующим причинам:
- предпринимательская деятельность в соответствии с гражданским законодательством носит рисковый характер для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и для поставщиков товаров по государственным (муниципальным) контрактам;
- валютным рискам подвержены только поставщики импортной продукции и в меньшей мере поставщики отечественной продукции, что означает невозможность системных изменений в законодательство по пересчету стоимости контрактов, исходя из валютных рисков;
- в случае пересчета цены контракта в зависимости от курса валюты к рублю возникают существенные риски необеспеченности данных издержек лимитами бюджетных средств.
Таким образом, поставщики, взявшие на себя обязательства по государственным контрактам в рублях, обязаны в полном объеме выполнить свои контрактные обязательства.
Если же поставщик в силу изменения курсов валют к рублю отказывается выполнять взятые на себя обязательства по контракту, заказчик:
- вправе применить санкции в отношении поставщика (штрафы, не возврат финансовых гарантий исполнения контракта);
- обратиться в суд с иском о расторжении контракта в силу существенного неисполнения поставщиком своих обязательств, с ходатайством принять обеспечительные меры по данному иску (рассматривается судом в течение 3-х дней). После принятия судом решения по такому ходатайству заказчик вправе при закупке средств для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств в соответствии с частью 8.2 статьи 9 Закона разместить заказ путем проведения короткой процедуры запроса котировок без ограничения суммы заказа.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2009 г. N Д22-1168 "По вопросу применения норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был