Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и сообщает свое мнение.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июня 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) федеральными государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета (данная оговорка описывает единственное исключение из общего понятия "получателя бюджетных средств", предусмотренное в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс)) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 6 Кодекса получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Кодексом.
Таким образом, по общему правилу согласно Кодексу и Закону 94-ФЗ федеральными государственными заказчиками могут являться органы государственной власти и подведомственные бюджетные учреждения (т. е. те, финансирование которых осуществляется не разово, а на постоянной основе за счет средств федерального бюджета для осуществления ими государственных функций).
Субъект естественной монополии - не имеет статуса получателя бюджетных средств и соответственно статус государственного заказчика.
Кроме того, развитие действующего законодательства идет по пути приведения различных процедур торгов в соответствие с Законом 94-ФЗ, в том числе, в случае, когда заказчиками - являются не государственные органы и бюджетные учреждения, а хозяйствующие субъекты.
В частности, согласно статье 18 Федерального закона от 26 июня 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона 94-ФЗ.
Так же следует отметить, что в настоящее время разработан законопроект, предусматривающий распространение законодательства о размещении заказов (Закон 94-ФЗ) на всю закупочную деятельность субъектов естественных монополий.
Заместитель директора Департамента |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 июня 2009 г. N Д05-2984 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был