Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о совершенствовании российского законодательства в части возложения ответственности на учредителей (участников) отсутствующих должников или недействующих юридических лиц и в рамках своей компетенции сообщает.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 164018-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации коммерческих организаций".
Основная идея законопроекта заключается в снижении административных барьеров при создании юридических лиц при одновременном ужесточении ответственности контролирующих лиц и членов коллегиальных органов управления в случае нарушения обязательств или обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации либо исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В целях противодействия использования института ликвидации в качестве способа неисполнения обязательств перед контрагентами и обязанностей по уплате налогов и сборов, законопроектом предлагается привлекать менеджмент и "теневых директоров" к субсидиарной ответственности по долгам ликвидируемого юридического лица в случае нарушения обязанностей по подаче заявления о банкротстве, а также за неисполнение обязательств перед кредиторами в случае нарушения или ненадлежащего исполнения обязанностей по уведомлению кредиторов о принятии решения о ликвидации.
Кроме того, действующим законодательством о банкротстве также предусмотрена субсидиарная ответственность учредителей юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
Помимо этого, в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 142 Закона о банкротстве, кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества или по заявлению третьего лица суд вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей суммы без обращения взыскания на имущество должника. В случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о банкротстве.
Также отмечаем, что Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования порядка исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц и процедур, применяемых в деле о банкротстве отсутствующего должника", предусматривающая механизм для эффективной реализации исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, с учетом соблюдения интересов лиц, права которых затрагиваются предстоящим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 ноября 2009 г. N Д06-3248 "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был