Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2011 г. N Д05-676
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 года единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовала переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011-2014 годов для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, резиденты технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранен действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 годов для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26 %. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 года.
Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов (127994, г. Москва, Рахмановский пер., д.3).
Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Законопроект содержит следующие основные положения:
В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД):
- с 1 января 2012 года для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек;
- c 1 января 2013 года запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания;
- с 1 января 2014 года система ЕНВД отменяется полностью.
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
- с 1 января 2012 года выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы налогообложения (патент):
- с 1 января 2012 года вводится как самостоятельный специальный налоговый режим;
- устанавливается законами субъектов Российской Федерации;
- в перечне видов деятельности (всего 46) выделен 21 вид деятельности, по которым при введении патента на территории Российской Федерации патент является обязательным. Остальные виды деятельности вводятся в соответствии с решением субъекта Российской Федерации;
- субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлено минимальное - 100 000 рублей и максимальное значение - 500 000 рублей. Предусмотрена ежегодная индексации ограничений на коэффициент-дефлятор;
- налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым оборотом до 60 млн. рублей;
- патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации;
- налоговая ставка по патенту - 6%;
- патент может приобретаться на любое количество месяцев, но не более календарного года;
- налогоплательщик освобожден от подачи налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
В соответствии с указанным законопроектом предполагается существенное снижение требований к налоговой и бухгалтерской отчетности в рамках патентной системы.
Функция надзора за исполнением законодательства должностными лицами находится в компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура разрешает заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Также сообщаем, что дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на "Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства" по адресу: http://www.smb.gov.ru.
Директор |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2011 г. N Д05-676
Текст письма официально опубликован не был