Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 марта 2012 г. N 109/885-6
"О результатах рассмотрения обращений депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева, депутатских запросов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Бессонова, С.П. Обухова, В.Ф. Рашкина, В.В. Симагина и других, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф. Рашкина, С.П. Обухова, Я.Е. Нилова, А.Н. Диденко, А.Н. Свинцова, А.В. Островского, В.П. Пешкова о нарушении равенства кандидатов на должность Президента Российской Федерации при размещении информационных материалов на телеканалах "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ, а также обращения Совета учредителей Лиги избирателей в отношении телеканалов "Первый канал", "Россия-1" и НТВ"
В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило шестнадцать обращений депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева от 15 и 21 февраля 2012 года, в которых заявитель, основываясь на данных мониторинга отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ, сообщает о нарушении равенства кандидатов на должность Президента Российской Федерации, закрепленного в пункте 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), при размещении информационных материалов на телеканалах "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ.
Указанные обращения в целом охватывают период с 19 декабря 2011 года по 18 февраля 2012 года, в течение которого проводились замеры продолжительности эфирного времени. Данные представлены за шестнадцать различных временных промежутков (продолжительностью от одного до десяти дней, за исключением периодов с 28 по 31 декабря 2011 года, с 9 по 14 января 2012 года, с 16 по 17 января 2012 года, с 19 по 21 января 2012 года). В обращениях приведены подсчеты времени освещения деятельности пяти зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации (далее - зарегистрированные кандидаты).
В депутатском запросе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Бессонова, С.П. Обухова, В.Ф. Рашкина, В.В. Симагина и других от 16 февраля 2012 года (вх. N 3265) приводятся данные мониторинга отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ за период с 2 по 11 февраля 2012 года, а также упоминается доля зарегистрированных кандидатов "в информационно-политическом телеэфире" тех же пяти каналов за период с 19 декабря 2011 года по 13 февраля 2012 года. Показатели, отраженные в приложении к данному депутатскому запросу, совпадают с показателями, приведенными в обращении В.Г. Соловьева (вх. N 3670), охватывающем тот же период времени.
В депутатском запросе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф. Рашкина, С.П. Обухова, Я.Е. Нилова, А.Н. Диденко, А.Н. Свинцова, А.В. Островского, В.П. Пешкова от 18 февраля 2012 года (вх. N 3428) заявители просят рассмотреть факты и доводы, изложенные в совместном заявлении кандидатов на должность Президента Российской Федерации Г.А. Зюганова и В.В. Жириновского (далее - заявление), в котором приводятся те же данные мониторинга за период с 2 по 11 февраля 2012 года.
Кроме того, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации 14 февраля 2012 года поступило обращение Совета учредителей Лиги избирателей, озаглавленное как "Предупреждение". В этом обращении в категорической форме констатируется нарушение порядка освещения деятельности зарегистрированных кандидатов в новостных и информационных программах на телеканалах "Первый канал", "Россия-1" и НТВ. Исходя из положений статей 5 и 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указанное обращение может быть рассмотрено по существу. При этом ЦИК России отмечает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе о выборах, о политических партиях, об административных правонарушениях, предупреждение может выступать в качестве меры административной ответственности или превентивной меры в целях недопущения совершения правонарушений. Вынесение предупреждения является прерогативой государственных органов или должностных лиц в рамках их компетенции, закрепленной в соответствующих нормативных актах.
Рассмотрев указанные обращения и депутатские запросы, представленные в ЦИК России позиции редакций телеканалов "Первый канал", НТВ, "ТВ Центр", РЕН ТВ, дирекции ФГУП "ВГТРК" (в отношении телеканала "Россия-1"), оценив с точки зрения соответствия действующему законодательству представленные депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьевым в письме от 27 февраля 2012 года N СВГ-3/162 методические принципы организации и проведения мониторинга федерального лидерского телеэфира отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ (далее - Методика), данные которого положены в основу обращений В.Г. Соловьева и упомянутых депутатских запросов, с учетом доводов, изложенных членами Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов (далее - Рабочая группа) и экспертами в ходе заседания Рабочей группы 29 февраля 2012 года, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила следующее.
1. Согласно пункту 3 Методики в подсчеты времени освещения деятельности зарегистрированных кандидатов включается любое их упоминание без разделения информирования об исполнении должностных обязанностей от агитационной деятельности. В соответствии с пунктом 2 Методики упоминание может включать фамилию и инициалы, фамилию и имя, фамилию и должность или фамилию и статус.
Согласно приложению к депутатскому запросу депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Бессонова, С.П. Обухова, В.Ф. Рашкина, В.В. Симагина и других от 16 февраля 2012 года (вх. N 3265) в данных мониторинга представлен хронометраж лидерского телеэфира в информационно-аналитических программах.
Указанные подходы противоречат требованиям статей 46 и 49 Федерального закона, а также аналогичным положениям статей 45 и 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституционное истолкование которых, обязательное для всех правоприменителей, содержится в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 15-П и от 16 июня 2006 года N 7-П, и потому не могут служить допустимым основанием для объективной оценки объемов эфирного времени, затраченного на освещение предвыборной деятельности кандидатов.
Вместе с тем в названном приложении к депутатскому запросу указано, что показы агитационных видеороликов и совместных агитационных мероприятий (дебатов) зарегистрированных кандидатов в учет эфирного времени не входят. Результатом этого является не соответствующая действительности оценка объемов эфирного времени, затраченного на освещение предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, в том смысле, какой придан такому освещению в Методике.
2. Заявители неправомерно включили в представленные ими результаты мониторинга периоды времени, в течение которого освещались профессиональная деятельность зарегистрированных кандидатов или исполнение ими должностных обязанностей. В результате значительное число сюжетов, хронометраж которых учитывался при подсчетах в ходе мониторинга, на данные которого ссылаются заявители, касалось деятельности должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации.
Между тем в силу Конституции Российской Федерации, ее статей 23, 24, 29 и 55 (часть 3), не допускается ограничение прав и свобод граждан в сфере получения информации, в том числе о деятельности кандидатов, связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими должностных обязанностей. При этом федеральный законодатель, гарантируя свободу выражения мнений в ходе избирательного процесса, обеспечивает необходимый баланс взаимосвязанных и конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации - не только с учетом природы этих прав и интересов их носителей, но и в целях соблюдения публично-правовых интересов. В частности, согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона распространение информации о деятельности кандидата, связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих должностных обязанностей, предвыборной агитацией не признается. Не является распространением такой информации и информированием о предвыборных мероприятиях зарегистрированных кандидатов в смысле пункта 5 статьи 46 Федерального закона.
Освещение деятельности лиц, замещающих государственные должности или занимающих руководящие должности в коммерческих организациях и являющихся зарегистрированным кандидатами, производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 2424-1 "О средствах массовой информации", согласно статье 19 которого редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Обязанность полного и всестороннего освещения государственными средствами массовой информации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также порядок такого освещения предусмотрены Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо Закона РФ от 29 декабря 1991 г. N 2424-1 имеется в виду Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
Исходя из изложенного, распространение организациями телерадиовещания объективной и достоверной информации о такой деятельности не свидетельствует о нарушении принципа равенства кандидатов в смысле положений статей 45 и 46 Федерального закона.
В соответствии с пояснениями и аналитическими материалами, представленными редакциями телеканалов "Первый канал", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ, а также дирекцией ФГУП "ВГТРК" в отношении телеканала "Россия-1", вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации о выборах, о средствах массовой информации и об освещении деятельности органов государственной власти учитываются в их деятельности в полном объеме.
Информирование избирателей о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, в том числе освещение предвыборной деятельности зарегистрированных кандидатов, осуществляются телеканалами объективно, достоверно и с соблюдением принципа равенства кандидатов, а также с соблюдением требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона.
Кроме того, как установлено на заседании Рабочей группы в приложениях, представленных заявителями, отсутствуют данные о хронометраже телесюжетов, являющихся предметом мониторинга, а следовательно, не отражена продолжительность информационных сообщений о зарегистрированных кандидатах; заявителями не учтен ряд сюжетов, посвященных деятельности отдельных зарегистрированных кандидатов (например, С.М. Миронова - "Вести", 14:00, 9 февраля 2012 года, М.Д. Прохорова - "Вести", 20:18, 8 февраля 2012 года); ввиду отсутствия в результатах мониторинга указания на хронометраж эфирного времени, в течение которого представлялась информация, имеющая отношение к зарегистрированным кандидатам, а также наличия в приложениях (результатах мониторинга) полных транскриптов отдельных сюжетов, в том числе в которых отдельные зарегистрированные кандидаты лишь упоминались, есть основания полагать, что при подсчете времени освещения деятельности зарегистрированных кандидатов в расчет принималась полная продолжительность всех сюжетов, в том числе анонсов к выпускам информационных программ, включая продолжительность и тех их составляющих, в которых зарегистрированные кандидаты не упомянуты.
Вышеуказанные обстоятельства ставят под сомнение не только обоснованность Методики, положенной в основу мониторинга, но и корректность осуществленных подсчетов.
3. Пункт 2 статьи 46 Федерального закона закрепляет положение о соблюдении принципа равенства кандидатов во взаимосвязи и неразрывно с требованием об объективности и достоверности информационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации. Исходя из этого, соблюдение принципа равенства кандидатов предполагает отсутствие какой-либо дискриминации или игнорирования кого-либо из них со стороны средств массовой информации, освещение основных событий избирательных кампаний всех кандидатов объективно, то есть в зависимости от общественной значимости того или иного мероприятия или события, а также от политической активности в целом того или иного кандидата (от информационных поводов). Таким образом, документально подтвержденные данные подсчетов ФГУП "ВГТРК" продолжительности освещения деятельности зарегистрированных кандидатов в информационных программах телеканала "Россия-1", свидетельствующие о динамике объемов эфирного времени, посвященного тому или иному зарегистрированному кандидату, в зависимости от количества и значимости информационных поводов, не свидетельствуют о нарушении положений статьи 46 Федерального закона.
4. С учетом того, что в данных мониторинга при подсчете хронометража не учитывались показы агитационных видеороликов и совместных агитационных мероприятий (дебатов) зарегистрированных кандидатов, фактов, свидетельствующих о нарушениях редакциями телеканалов положений статей 51 и 52 Федерального закона, в указанных обращениях не имеется.
5. Данные мониторинга, положенные в основу обращений заявителей, основываются на Методике, противоречащей не только основным положениям Федерального закона, регулирующим порядок информационного обеспечения избирательной кампании, но и положениям законодательства Российской Федерации о выборах в целом. Так, в обращениях В.Г. Соловьева, охватывающих период с 19 декабря 2011 года по 18 января 2012 года, присутствуют данные о времени освещения деятельности еще двух выдвинутых кандидатов - Д.Ф. Мезенцева и Г.А. Явлинского, которым было отказано в регистрации 27 января 2012 года. При этом до 20 января 2012 года участие в избирательной кампании принимали еще три выдвинутых кандидата на должность Президента Российской Федерации, которым также было отказано в регистрации (постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 января 2012 года N 89/709-6, 89/710-6, 89/711-6), которые в обращениях В.Г. Соловьева не упомянуты. Однако их учет в качестве участников избирательной кампании не мог не отразиться на показателях долей кандидатов в "суммарном лидерском эфире".
6. Рабочая группа в процессе рассмотрения представленных материалов установила, что в ряде случаев представители организаций телерадиовещания некорректно указывают статус лиц, чья деятельность освещается. К примеру, на телеканале РЕН ТВ (19:14, 11 февраля 2012 года). Кроме того, в ряде случаев имеет место и смешение понятий (статусов), например, на телеканале "ТВ Центр" (17:37, 11 февраля 2012 года).
На основании изложенного и в соответствии с подпунктом 2 статьи 19, статьей 45, пунктами 1 - 5 статьи 46, пунктом 1 статьи 49, статьями 51 и 52 Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Признать, что обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева (вх. N 3694, 3686, 3678, 3677, 3664, 3691, 3692, 3683, 3687, 3688, 3689, 3670, 3122, 3675, 3695, 3693), депутатские запросы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Бессонова, С.П. Обухова, В.Ф. Рашкина, В.В. Симагина и других (вх. N 3265), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф. Рашкина, С.П. Обухова, Я.Е. Нилова, А.Н. Диденко, А.Н. Свинцова, А.В. Островского, В.П. Пешкова (вх. N 3428) не основаны на фактах. Методические принципы, применяемые заявителями для обоснования своих выводов, противоречат, как это установлено в настоящем постановлении, законодательству о выборах и потому не могут быть критерием оценки соблюдения принципа равенства зарегистрированных кандидатов.
Выводы о неравном освещении деятельности зарегистрированных кандидатов, сделанные заявителями, основываются на противоречащем Федеральному закону отождествлении агитационных и информационных материалов, с одной стороны, и игнорировании эфирного времени, гарантированно выделенного зарегистрированным кандидатам для проведения предвыборной агитации, в том числе в расчете времени, отведенного на прямую речь зарегистрированных кандидатов, - с другой.
Фактов нарушения равенства зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации при размещении информационных материалов на телеканалах "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ, а также дискриминации зарегистрированных кандидатов в отношении доступа к эфирному времени не установлено.
2. В обращении Совета учредителей Лиги избирателей отсутствуют факты, подтверждающие нарушения порядка освещения деятельности зарегистрированных кандидатов в новостных и информационных программах на телеканалах "Первый канал", "Россия-1" и НТВ и потому подлежащие оценке и требующие реагирования со стороны ЦИК России. Вместе с тем в указанном обращении наличествуют признаки попытки подмены (присвоения) функций государственных органов и информационной агрессии, направленной на ограничение свободы слова и массовой информации в Российской Федерации.
3. Признать, что заявленные в рассмотренных обращениях требования, адресованные Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о принятии мер в отношении как государственных, так и негосударственных организаций телерадиовещания противоречат закрепленному в статье 3 Конституции Российской Федерации принципу свободных выборов в его взаимосвязи с положениями статьи 29 Конституции Российской Федерации, запрещающими цензуру, а также статье 3 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и потому не подлежат удовлетворению.
4. Обратиться к организациям телерадиовещания с предложением корректно указывать статус лиц (зарегистрированных кандидатов), чья деятельность освещается, в зависимости от освещаемого мероприятия (события).
5. Направить копии настоящего постановления в адрес редакций телеканалов "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ.
6. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", "Российской газете" и "Парламентской газете".
Председатель |
В.Е. Чуров |
Секретарь |
Н.Е. Конкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 1 марта 2012 г. N 109/885-6 "результатах рассмотрения обращений депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьева, депутатских запросов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Бессонова, С.П. Обухова, В.Ф. Рашкина, В.В. Симагина и других, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Ф. Рашкина, С.П. Обухова, Я.Е. Нилова, А.Н. Диденко, А.Н. Свинцова, А.В. Островского, В.П. Пешкова о нарушении равенства кандидатов на должность Президента Российской Федерации при размещении информационных материалов на телеканалах "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "ТВ Центр" и РЕН ТВ, а также обращения Совета учредителей Лиги избирателей в отношении телеканалов "Первый канал", "Россия-1" и НТВ"
Текст постановления опубликован в "Парламентской газете" от 16 марта 2012 г. N 10, в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2012 г., N 4