В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба В.В. Борисова на постановление территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 26 января 2012 года N 17 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Куприяновское третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Борисову Виктору Владимировичу". Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 6 февраля 2012 года N 26 вышеуказанное постановление территориальной избирательной комиссии оставлено без изменений.
Основанием для отказа В.В. Борисову в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования Куприяновское в соответствии с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области явилось несоблюдение региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения обязаны извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Проведенной по жалобе проверкой установлено, что извещение о проведении 8 января 2012 года конференции регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области, на которой рассматривался вопрос о выдвижении В.В. Борисова кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования, было получено организующей муниципальные выборы территориальной избирательной комиссией Гороховецкого района 23 января 2012 года. Довод заявителя о том, что заказное письмо было сдано в организацию почтовой связи 30 декабря 2011 года, не опровергает факта получения избирательной комиссией извещения после проведения мероприятия.
В рамках действующей избирательной системы политические партии и их региональные отделения являются единственными коллективными субъектами избирательного процесса, наделенными полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты представительных органов различного уровня. Они играют существенно важную роль в функционировании конституционных институтов демократического правового государства с республиканской формой правления и наделены федеральными законами "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами широким кругом полномочий и гарантиями их осуществления.
При этом политические партии и их региональные отделения свободны в решении вопросов о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов различного уровня и несут ответственность за соблюдение установленных законом требований, условий и процедур такого выдвижения.
По своему смыслу положения подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "б" пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области в их системном единстве призваны гарантировать соблюдение политическими партиями как единственными коллективными субъектами избирательного процесса установленных указанными законами требований к выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в частности заблаговременно извещать избирательную комиссию о проведении соответствующего мероприятия.
Данная обязанность политической партии или ее регионального отделения носит императивный характер, которым предопределяется требование не только направить соответствующую информацию, но и убедиться в осведомленности избирательной комиссии о предстоящем мероприятии, иначе это требование было бы лишено какого-либо значения.
Указанный вывод следует из буквального смысла использованного федеральным законодателем при изложении нормы подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" словосочетания "извещать заблаговременно избирательную комиссию и допускать представителей избирательной комиссии на мероприятия".
В противном случае избирательная комиссия лишается возможности удостовериться в соблюдении политической партией или ее региональным отделением требований находящихся в системном единстве положений федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях" и соответствующих им законоположений субъекта Российской Федерации. При этом, поскольку Федеральный закон "О политических партиях" не устанавливает способ извещения избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов, политическая партия и ее региональное отделение самостоятельно определяют способ извещения и несут ответственность за результат своего выбора.
Выполнение политической партией как субъектом публично-правовых отношений и ее региональным отделением обязанности заблаговременно извещать избирательную комиссию о соответствующем мероприятии требует должной предусмотрительности и не может с учетом фактических обстоятельств дела ставиться в зависимость от меры добросовестности третьей стороны, с которой политическая партия или ее региональное отделение вступают в договорные отношения, в том числе в связи с оказанием услуг почтовой связи.
В этих условиях отказ в регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Гороховецкого района в связи с невыполнением региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области требования, вытекающего из взаимосвязанных положений федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О политических партиях" и Избирательного кодекса Владимирской области, о заблаговременном извещении и допуске представителей избирательных комиссий на мероприятия по выдвижению кандидатов не может рассматриваться как нарушение пассивного избирательного права гражданина В.В. Борисова.
Таким образом, обжалуемые постановления территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 26 января 2012 года N 17 и Избирательной комиссии Владимирской области от 6 февраля 2012 года N 26 являются законными и обоснованными. Указанными решениями вопреки позиции заявителя не вводятся ограничения его пассивного избирательного права и не предъявляются дополнительные требования к процедуре и условиям выдвижения кандидата в депутаты представительного органа указанного муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Жалобу В.В. Борисова на постановления территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 26 января 2012 года N 17 и Избирательной комиссии Владимирской области от 6 февраля 2012 года N 26 оставить без удовлетворения.
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
В.Е. Чуров |
Секретарь |
Н.Е. Конкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 29 февраля 2012 г. N 108/877-6 "О жалобе Виктора Владимировича Борисова на постановления территориальной избирательной комиссии Гороховецкого района от 26 января 2012 года N 17 и Избирательной комиссии Владимирской области от 6 февраля 2012 года N 26"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2012 г., N 4