Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/110
Вопрос: ООО заключило с материнской компанией лицензионный договор на пять лет на получение неисключительных прав на товарный знак. Лицензионный договор в настоящее время находится на регистрации. Общество планирует воспользоваться данным товарным знаком в рекламных кампаниях своих услуг, а также как элемент фирменного стиля. При этом основной целью рекламных кампаний является позиционирование бренда (позиционирование логотипа) как поставщика финансовых услуг, оказываемых Обществом, при этом наименование самого общества в рекламе не указывается.
Согласно лицензионному договору Обществу передается неисключительное право использования товарного знака. За использование товарного знака договором предусмотрены лицензионные платежи.
Использование товарного знака - важная составляющая маркетинга. На рынок выводится бренд, который необходимо поддерживать, а именно, проводить рекламную кампанию, "раскручивать", поддерживать качество услуг.
Рекламные мероприятия, в т.ч. через средства массовой информации направлены на ознакомление неопределенного круга потенциальных клиентов с брендом, на создание благоприятного имиджа этого бренда, на привлечение внимания к финансовым услугам, поставщиком которых является Общество.
Объектом рекламных кампаний Общества, как было уже указано выше, является бренд .
Исходя из вышеизложенного мы считаем, что затраты на периодические лицензионные платежи и на проведение рекламных кампаний бренда без указания поставщика услуг могут быть учтены при налогообложении налогом на прибыль организаций.
Таким образом, Общество вправе учитывать при исчислении налога на прибыль:
1) расходы в виде суммы лицензионных платежей за использование товарного знака "Открытие Капитал" в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией;
2) расходы на проведение рекламных кампаний с использованием бренда "Открытие Капитал" без указания поставщика услуг в составе расходов на рекламу.
Просим подтвердить указанную позицию Общества.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком, и сообщает следующее.
На основании пункта 1 статьи 1489 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 1484 ГК РФ предусмотрено, что под использованием товарного знака следует понимать размещение товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 264 Кодекса, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Таким образом, расходы организации, связанные с уплатой периодических платежей за право пользования товарным знаком могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль, если товарный знак используется лицензиатом в соответствии с положениями статьи 1484 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса. Пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся расходы, поименованные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса.
На основании положений абзаца пятого пункта 4 статьи 264 Кодекса расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
Учитывая изложенное, затраты на проведение рекламных кампаний с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия статье 252 Кодекса, а также при соблюдении условий, установленных Законом N 38-ФЗ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.