Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, касающиеся осуществления депутатской деятельности в законодательном (представительном) органе госвласти региона.

Речь идет о депутатах, избранных в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.

Такой депутат не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Он может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Несоблюдение установленных требований влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутата.

КС РФ счел положения конституционными. Между тем он отметил, что они должны толковаться следующим образом.

Не предполагается, что возможно исключить такого депутата из фракции, в которой он состоит, и досрочно прекратить его депутатские полномочия из-за его выхода из партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Как пояснил КС РФ, фраза "депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран" означает, что он не вправе поменять свою партийную принадлежность, но не исключает его беспартийности.

Депутат не вправе выйти из фракции. Нарушение именно этого запрета и является основанием лишения мандата.

Нормы, гарантирующие свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти, имеют приоритет перед положениями, обеспечивающими независимость парламентариев.

Этот приоритет не абсолютен и предполагает определенные ограничения. Между тем последние не должны умалять саму суть избирательных прав граждан.

Результаты выборов определяет исключительно голосование избирателей. Поэтому ни сама партия, ни тем более ее фракция в парламенте не вправе по своему усмотрению менять эти итоги.

Иное было бы несовместимо с принципом народовластия и конституционно-правовой природой активного и пассивного избирательного права.


Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2012 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой"



Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 марта 2012 г. N 11 ст. 1365, в "Российской газете" от 16 марта 2012 г. N 58, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2012 г., N 2